Больше всего просмотрели

наилучшее время приема лекарств для печени
Ацетилхолин сальные железы..
Читать дальше

Корсет-воротник на шею при остеохондрозе


гепатит диета и лечение травами

Автореферат диссертации по теме "Педагогическое наследие Сергия Радонежского"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А.Шолохова

На lfpfвff< руф^.си

2 5 ДЕК 2111

КАРУНИН Евгений Александрович

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО (ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ)

13.00.01 — общая педагогика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 2000

Работа выполнена в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А.Шолохова

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

Беляев Владимир Иванович

Официальные оппоненты доктор педагогических наук,

ведущий научный сотрудник Петракова Татьяна Ивановна

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник-Метлик Игорь Витальевич

Ведущая организация Институт молодёжи

Защита состоится «6» декабря 2000 года в___часов

на заседании диссертационного совета Д 113.25.03 в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А.Шолохова по адресу: 109004, г.Москва, ул.Верхняя Радищевская, д. 16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат разослан «.^О » ОУ^Я^чГ^р?^ _2000 г.

Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент

133 (Я-)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ .

Актуальность исследования. Сегодня в общественной жизни нашего Отечества можно выявить тенденцию, выражающуюся в появлении у людей более глубокого (по сравнению с советским периодом) интереса к истории России, к ее культурному наследию, в принципиальном изменении отношения к роли церкви в процессе укрепления государственности и в деле воспитания подрастающего поколения.

Данная тенденция имеет большое значение в развитии современной педагогической мысли. В последнее время в области педагогики появляются исследования, связанные с осмыслением русской национальной идеи, особенностей развития просвещения в дореволюционной России, труды, основывающиеся на обращении к многовековому духовному опыту народа, закрепленному в традициях и жизненном укладе наших предков (работы В.С.Горячева, Л.Н.Погодиной, В.М.Петрова, Ю.В.Васильковой, Н.В.Давыдовой, Т.Л.Мироновой, А.М.Новикова).

Проводится работа и в сфере взаимодействия воспитательно-образовательных учреждений с Православной церковью. Данное направление связано с деятельностью А.Ю.Соловьева, Л.В.Суровой, Я.Н.Щапова, А.Н.Стрижева, Н.В.Веселовской, В.И.Беляева и др.

Сегодня у педагогов-исследователей большой интерес вызывает культурно-историческое наследие Древней Руси, наследие, являющееся фундаментом отечественной просветительской мысли, колыбелью тех обычаев и традиций, которые в течение многих веков составляли основу народного воспитания.

Неотъемлемой частью этого наследия является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя 14 века.

Уже более шести столетий имя Сергия Радонежского в сознании русских людей неразрывно связано с делом созидания Отечества; Православная церковь причислила Преподобного к Лику святых: он почитается как духовный наставник и просветитель, как искусный врачеватель и чудотворец, как самоотверженный подвижник и устроитель монастырей, как умиротворитель враждующих и заступник Земли Русской, благословивший ее на борьбу с татаро-монгольскими поработителями.

Основу данного диссертационного исследования составляет исгорико-педагогический анализ учения Преподобного Сергия

Радонежского. Проделанная в ходе исследования работа показывает, что духовное учение подвижника обладает мощным педагогическим потенциалом, который может эффективно использоваться в сфере современного воспитания.

Изученность темы. Духовно-нравственное наследие Сергия Радонежского рассматривалось в различных аспектах: историческом, культуроведческом, богословском, общественно-политическом, агиографическом. Данные аспекты были раскрыты в трудах отечественных писателей - Епифания Премудрого, А.Муравьева, Б. Зайцева, И.Шмелева, А.Куприна, Б.Шергина, Д.Балашова, В.Крупина, В.Солоухина, А.Солженицына, В.Распутина, В.Ганичева; историков -Н.Карамзина, С.Соловьева, В.Ключевского, Н.Костомарова, Д.Иловайского; исследователей церкви - митрополита Макария, митрополита Филарета (Дроздова), архимандрита Никона (Рождественского), Е.Голубинского, Г.Георшевского, И.Концевича, П.Знаменского; философов - Е.Трубецкого, С.Булгакова, П.Флоренского.

Однако в педагогическом аспекте учение Сергия Радонежского рассмотрено не было. Поэтому тема диссертации формулируется как «Педагогическое наследие Сергия Радонежского». Мы понимаем некоторую условность этой формулировки, т.к. письменных трудов подвижник после себя не оставил - его учение, по выражению историка В.Ключевского, было положено «в живую душу народа». В данной работе исследованию подвергается прежде всего духовно-нравственный аспект учения Сергия Радонежского.

Проблема исследования состоит в недостаточном и неадекватном использовании духовно-нравственного наследия прошлого в сфере современного воспитания.

Объект исследования - духовно-нравственное учение Сергия Радонежского.

Предмет исследования - педагогические идеи Сергия Радонежского о воспитании молодого поколения.

Цель исследования: выявление педагогических идей, составляющих основу духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского, и определение возможности их применения в ходе решения воспитательных задач в современной общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

1) Определить культурно-исторические предпосылки, способствующие становлению и развитию духовно-нравственной концепции Преподобного Сергия Радонежского.

2.) Охарактеризовать основные этапы развития учения Сергия Радонежского.

3.) Выявить в духовно-нравственном учении подвижника основополагающие педагогические идеи.

4.) Показать значение педагогического наследия Сергия Радонежского в решении современных воспитательных задач.

Методологическая основа исследования: философские положения о роли личности и народа в истории; опора на принципы историзма, преемственности, научности, системности, единства теории и практики; применение целостного и комплексного подхода в рассмотрении педагогических вопросов.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

1.) Метод историко-педагогического анализа агиографической литературы.

2.) Сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставлять историко-педагогические факты, выявлять в них обшее, особенное и единичное.

3.) Метод систематизации и обобщения историко-педагогических материалов, полученных в результате изучения первоисточников и научной литературы.

Источниковедческая база исследования: памятники древнерусской агиографии, труды отечественных историков и философов, научные исследования по истории педагогики, материалы периодической печати (журналы «Педагогика», «Русский дом», «Держава»; альманахи «Русская школа», «Памятники Отечества» и др.).

Научная новизна исследования состоит:

- в определении предпосылок, способствующих становлению и развитию духовно-нравственных взглядов Преподобного Сергия Радонежского;

- в историко-педагогическом анализе основных этапов развития просветительской концепции древнерусского подвижника;

- в выявлении педагогических идей, составляющих основу духовно-нравственного учения Сергия Радонежского (идея о непрерывности и поэтапности духовно-иравственного совершенствования личности; идея общинного воспитания; идея о необходимости осуществления наставнического руководства в деле воспитания подрастающего поколения; идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой; идея гражданского воспитания, бескорыстного служения народу, Отечеству);

- в обосновании возможности применения педагогических идей Сергия Радонежского в сфере современного воспитания.

В работе показано, что духовно-нравственное учение Сергия Радонежского может быть использовано в решении современных воспитательных задач; в качестве основных направлений реализации педагогических идей подвижника могут выступать следующие принципы: принцип преемственности в воспитании подрастающего поколения; принцип целостности и комплексности; принцип коллективного (общинного) воспитания; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; принцип воспитания в труде; принцип служения обществу, Родине (принцип общественно полезной деятельности).

Практическая значимость исследования состоит в том, что его положения и выводы могут быть использованы в научных трудах по истории отечественной педагогики; некоторые положения работы, ее содержание могут быть применены при разработке спецкурсов в институтах повышения квалификации учителей; отдельные материалы диссертации могут использоваться в курсе лекций по философии и истории отечественной педагогики для студентов педвузов.

Апробация и внедрение результатов исследования: отдельные положения работы легли в основу курса лекций по педагогике, прочитанного автором данного исследования для студентов МГОПУ; выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, использовались автором в процессе учебной и внеклассной работы в средней школе №446 г. Москвы; отдельные результаты исследования обсуждались на конференциях, организованных кафедрой педагогического образования МГОПУ для студентов и аспирантов.Основные положения и выводы исследования отражены в следующих публикациях:

1) «Православная школа Сергия Радонежского» (Молодые голоса: сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ. Москва, 1998).

2) «Значение житийной литературы в деле экологического воспитания школьников» (Экологическое образование. Москва, 2000. №2).

На защиту выносится :

Исследование духовного наследия Сергия Радонежского в историко-педагогическом аспекте позволило сформулировать следующие положения:

1.) Предпосылками становления и развития духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского явились:

- деятельность передовых людей Руси, направленная на созидание государства и развитие отечественной духовной культуры;

- пробуждение национального самосознания, выразившегося в духовном противоборстве русского народа иноземным агрессорам;

- политическое, экоЕЮмическое и духовное возвышение Москвы в середине 14 столетия;

- восстановление тесных культурных связей между Москвой и Византией (второе византийское влияние на Русь).

2.) Воспитательная концепция Сергия Радонежского, представленная триадой Личность - Общество - Государство, основывается на следующих принципах:

- непрерывное самосовершенствование личности осуществляется через систематический труд, молитву, внутреннее самосозерцание, через самоотверженное служение Богу, народу, Отечеству;

- иноческая община, созданная Сергием Радонежским, представляла собой воспитательное содружество личностей - союз, основывающийся на гармонии личного и общественного;

- духовно-нравственное возрождение нации, согласно учению Сергия Радонежского, возможно при укреплении внутригосударственного единства, обретении национальной независимости, единении церкви и народа на основе служения идеалам Православия и государственности;

- огромное значение в возвышении духовных сил нации и возрождении государства имел личный пример Преподобного Сергия, явившегося духовным наставником Древней Руси.

3.) Основу духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского составляют следующие идеи:

- идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой в соответствии с идеалами православного вероучения;

- идея преемственности в воспитании и образовании молодого поколения;

- идея целостного и комплексного воспитания;

- идея непрерывности воспитания;

- идея общинного (соборного) воспитания;

- идея гражданского воспитания, служения народу, Отечеству.

4.) Основные направления реализации педагогических идей Сергия Радонежского в сфере современного воспитания заключаются в следующем:

- провозглашение духовно-нравственного воспитания центральной задачей педагогической работы в школе;

- тесная взаимосвязь между классно-урочной, внеклассной и внешкольной формами педагогической работы;

- комплексное использование идей и принципов духовного наследия Сергия Радонежского в учебной и во внеурочной деятельности педагогов и учащихся.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, дается анализ изученной литературы, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, выявляется уровень изученности поставленной проблемы, характеризуется научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Духовно-нравственное наследие Преподобного Сергия Радонежского: историко-педагогический аспект» - определяются исторические предпосылки, обусловившие становление и развитие просветительских взглядов Преподобного Сергия Радонежского, дается характеристика основным этапам формирования духовно-нравственной концепции подвижника, оценивается роль данной концепции в развитии христианской просветительской мысли.

Во второй главе «Значение Сергия Радонежского в становлении российской государственности и в судьбе отечественного просвещения» -определяется роль подвижника в процессе духовного возрождения русской нации на историческом пути от феодальной раздробленности и татаро-монгольского нашествия к образованию единого независимого государства; дается характеристика основным педагогическим идеям Сергия Радонежского, намечаются направления реализации данных идей в сфере современного воспитания.

В заключении излагаются основные выводы исследовательской работы, проведенной автором диссертации, определяются перспективы дальнейшей разработки проблемы.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе исследования мы выявляем основные исторические предпосылки, способствующие становлению и развитию духовно-нравственного учения Преподобного Сергия Радонежского, даем характеристику важнейшим этапам формирования просветительских взглядов подвижника.

Духовная концепция Преподобного Сергия складывалась в сложных социально-политических и экономических условиях, связанных с завоеванием Руси татаро-монгольскими агрессорами.

Иноземное иго, утвердившееся на Руси в середине 13 века, явилось причиной страшного материального разорения и экономического упадка. Бедствия, постигшие русский народ, привели к резкому огрублению нравов, к падению национального духа, к забвению основных христианских заветов.

В крайне тяжелом состоянии оказалось отечественное просвещение: монастыри, церковно-приходские школы и училища - оплоты христианской просветительской мысли - подвергаясь постоянным нападениям захватчиков, пришли в запустение и их роль в сфере образования значительно снизилась.

Однако в период правления московского князя Ивана Калиты на Руси начинают складываться предпосылки к экономическое, политическому и культурному возрождению государства: Москва становится центром объединения разрозненных феодальных земель, здесь сосредотачиваются основные духовные силы народа, отсюда Древняя Русь выходит на путь культурного взаимодействия с другими государствами, прежде всего с Византией - оплотом православного мира.

Именно с этим временем связано начало духовного пути Сергия Радонежского. Мечтая об иночестве, двадцатидвухлетний подвижник уходит в лесную пустынь, находящуюся в окрестностях подмосковного городка Радонеж. Преодолевая тяготы отшельнической жизни, Сергий идет путем духовного самосовершенствования, осуществляемого через книжное просвещение, молитву, пост, самосозерцание и каждодневный физический труд.

В период отшельничества происходит становление духовно-нравственных взглядов Сергия. Взгляды подвижника восходят к главному христианскому догмату-догмату Святой Троицы, в соответствии с которым единый Бог существует в трех неслиянных и нераздельных Лицах -Отца, Сына и Духа Святого. Основываясь на христианском положении о том, что человек создан по Образу Божию и что его естество определяется триединством - дух, душа, тело - Сергий приходит к следующему выводу: путь человека к Богу - это

путь непрерывного, постоянного совершенствования, путь гармоничной, взаимосогласованной работы всех сфер, составляющих человеческую сущность. Это развитие духа, души и тела, реализуемое через постижение книжной мудрости, внутреннее самосозерцание и обретение добродетельных качеств, через воспитание высоких чувств, рождающихся в молитвенном состоянии, в процессе общения с миром окружающей природы, через каждодневный физический труд и строгое соблюдение постов.

С появлением учеников и образованием иноческой общины догмат Святой Троицы Преподобный Сергий стал соотносить с мыслью о духовном преображении всей монашеской братин. В Образе Троицы Сергий увидел объединяющее начало, проявление той высшей гармонии, к которой должно стремиться иноческое братство.

Первоначально духовное восхождение иноков к Образу Троицы происходило в рамках особожительной воспитательной системы, ориентировавшей монахов на самосовершенствование через молчание, затворничество, уединенную молитву, через постижение традиций, выработанных исихастами. Затем особожительная система была преобразована в общежитие - более эффективную форму монашеского воспитания. В условиях общежития принцип уединенного самосовершенствования был дополнен принципом воспитания на людях: духовное развитие инока происходило на глазах у всей общины.

Иноческое общежитие основывалось на равенстве, полном отрицании частной собственности, четком распределении обязанностей между монахами. Одно из основных требований общежития состояло в отказе иноков от какой-либо собственности. При особожительстве каждый монах сам заботился о всем необходимом для жизни, а потому имел право и на некоторую собственность -участок земли, орудия и продукты своего труда и т.п. Это открывало путь зависти, превозношению одних перед другими. Общежительный же порядок, устранявший право монахов на любую собственность, уничтожал все помыслы, возникающие на основе заботы о вещах и стремления к обладанию ими. Все имущество, которым владели и пользовались иноки до введения общежития, объявлялось монастырским и отдавалось в обитель, запасы которой, сделанные общими усилиями, должны были составлять основу жизни всей братии.

Как отшельнические, так и общежительные порядки основывались на правилах, требующих от каждого инока ежедневного обращения к посильному для него труду. Но если отшельничество не предусматривало разделения монахов по их обязанностям, то в соответствии с общежительным уставом такое разделение было обязательным: так, одним инокам надлежало ведать монастырским хозяйством, заниматься столярной и плотницкой работой, другим - выпекать хлеб и готовить пишу, ухаживать за больными и

престарелым», третьим - возделывать и обрабатывать окрестные земли, четвертым - заниматься иконописанием, книжным делом и т.д.

В силу того, что каждый инок занимался тем делом, к которому был близок по своему характеру, способностям, производительность труда Троицкой братии значительно возрастала. При этом наиболее высокого уровня развития достигли иконопись, книжное и ремесленное дело.

Процесс воспитания в общежительной системе носил поэтапный, ступенчатый характер. Начальная ступень духовного восхождения каждого члена общины состояла в строгом послушании под руководством наставника-духовника, помогающего малоопытному ученику-послушнику подготовиться к монашеству, испытать свои нравственные силы. Воспитанник, над которым совершался обряд пострижения, восходил на следующую ступень своего духовно-нравственного развития. На данном этапе молодой инок совершенствовал свои духовные силы через строгое исполнение всех правил и наставлений, предписанных монашеским уставом, через обретение опыта общинной жизни и выработку трудовых навыков. Наиболее опытные в духовное жизни иноки достигали третьей ступени совершенствования: таких иноков Преподобный Сергий благословлял на самостоятельное подвижничество - книгописание, иконопись, храмостроительство и т.д.

Каждый член Сергиевой общины, испытывая на себе воспитательное воздействие как со стороны настоятеля (игумена), так и со стороны братьев -сподвижников, не только не утрачивал свои личные способности, но оставался самим собой, развивая и приумножая собственные таланты. Последующие самостоятельные труды учеников Преподобного Сергия свидетельствуют о том, что подвижник, осуществляя пастырское руководство братией, обладал умением видеть в каждом ученике те или иные способности и создавать условия для их наиболее эффективного развития.

Троицкий монастырь, основанный Сергием и его сподвижниками, оказывал глубокое нравственное воздействие на все древнерусское общество, давая тем самым мощный толчок к духовному пробуждению народа, к возрождению в его недрах национального самосознания, чувства человеческого достоинства. Таким образом, деятельность Преподобного Сергия и его учеников обретала общенародное, государственное значение.

Во второй главе исследования мы оцениваем значение Сергия Радонежского в процессе созидания Русского государства и развитии отечественного просвещения, даем характеристику основным педагогическим идеям подвижника и определяем направления реализации данных идей в сфере современного воспитания.

К последней четверти 14 столетия Троицкий монастырь становится духовным оплотом Древней Руси, а Святая Троица обретает стат>( общенациональной категории, символизирующей духовное сплочение народа.

Способствуя нравственному пробуждению людей, сломленных бремене.\ иноземного владычества, Образ Святой Троицы в сознании древнерусской человека стал соотноситься с идеей самоотверженного служения родине, с идеей непрерывного духовно-нравственного восхождения к христианских идеалам добра, милосердия, любви, жертвенности. Для многих передовы> людей Древней Руси неразрывность Лиц Троицы стала символизировав необходимость прекращения междоусобиц и объединения русских земель I единое государство, способное противостоять внешним агрессорам. Таком} осмыслению Троицы во многом способствовала деятельность Преподобной Сергия, который неоднократно выступал в качестве миротворца прекращающего междоусобные распри и выражающего идею едино? государственной власти.

Духовное пробуждение русского общества наиболее ярко проявилось I противостоянии Древней Руси иноземным завоевателям. Пиком, наивысшей точкой этого противостояния стала Куликовская битва.

Неоценимое по своей силе значение имело слово, которым Преподобны! Сергий благословил идущих на бой русских воинов; это слово пробуждало ; бойцах отвагу, воодушевляло их на ратный подвиг, вселяло в их сердца веру ! победу.

Куликово поле, на котором татаро-монгольские завоеватели потерпел! сокрушительное поражение, стало тем местом, откуда русский народ нача: путь к своему духовному возрождению. Духовное возрождение Руси был< связано с пробуждением в народе чувства национального самосознания, I политическим, экономическим и культурным подъемом. Наиболее ярк< торжество народного духа выразилось в творениях зодчих и иконописцев Философ Е.Трубецкой писал: «Посмотрите на икону начала и середины 1' века, и вы ясно почувствуете в ней... робость народа, который еще боитс; поверить в себя, не доверяет самостоятельным силам своего творчества. Гдяд: на эти иконы, вам кажется подчас, что иконописец еще не смеет быть русским Лики в них продолговатые, греческие, борода короткая, иногда немноп заостренная, не русская... Архитектура церквей - тоже или греческая, ил| носящая печать переходной ступени между русским и греческим. Церковные главы еще слабо заострились и носят почти круглую форму греческого купола русская луковица, видимо, еще находится в процессе образования. Внутр! храмов мы видим непривычные русскому глазу и также греческие верхни галереи...

Теперь всмотритесь внимательнее в иконы 15 и 16 века, и вас сразу поразит полный переворот. В этих иконах решительно все обрусело - и лики, и архитектура церквей, и даже мелкие чисто бытовые подробности. Оно и не уд!гвительно. Русский иконописец пережил тот великий национальный подъем, который в те дни переживало все русское общество...

В дни национального унижения и рабства все русское обесценивалось, казалось немощным и недостойным. Все святое казалось чужестранным, греческим. Но вот по земле прошли великие святые; и их подвиг, возродивший мощь народную, все освятил и все возвеличил на Руси: и русские храмы, и русский народный тип, и даже русский народный быт.» (Трубецкой E.H. Смысл жизни. М., 1994, с. 271-273).

Национальный подъем, охвативший русское общество в конце 14 столетия, нашел свое отражение и в целом ряде литературных памятников того времени. Так, например, «Задонщина» - одно из крупнейших произведений, повествующих о битве на Куликовом поле, уже не знает той трагической печали, какой пронизаны памятники докуликовского периода («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли»). Светлое, жизнеутверждающее начало, пафос победы присущи как самой «Задонщине», так и другим произведениям Куликовского цикла.

В конце 14 века большую значимость обретают произведения житийной литературы. В эпоху национального подъема, вызванного победой на Куликовом поле, эги произведения становятся основным духовным ориентиром русского человека. Житийная литература носила глубоко воспитательный характер: заключая в себе нравственный идеал человека честного, праведного, преданного долгу и Отечеству, человека, презирающего материальные блага, она вела людей к духовным ценностям, давала им достойные образцы для подражания.

Огромная роль в подготовке процесса возрождения Руси принадлежала Преподобному Сергию Радонежскому и его ученикам. Примером своей праведной, благочестивой жизни Троицкие иноки воспитывали в людях трудолюбие, доброту, мужество, твердость в вере, смирение - все то, на чем зиждется духовное здоровье личности, общества, государства, что составляет вечные, вневременные ценности.

Идеи, поборником которых выступал Преподобный Сергий Радонежский, имели огромное значение в дальнейшей судьбе отечественного просвещения. Эти идеи были положены в основу школьного и церковно-монашеского образования 15-17 столетий. Опора на духовный опыт предшествующих поколений, глубокая связь с народными традициями, воспитание патриотического сознания через обращение к жизни и деятельности князей, полководцев, святых подвижников, строгое

наставничество - таковые основные принципы, определявшие развитие отечественного образования допетровской эпохи. Утверждение данных принципов в сфере обучения и воспитания 15-17 вв. свидетельствует о существовании в допетровской Руси неразрывной связи между просветительской мыслью и духовными заветами Преподобного Сергия Радонежского.

Однако наибольшую силу идеи русского подвижника обрели в 19 столетии: свое выражение данные идеи нашли как в официальной политике государства, направленной на развитие просвещения, так и в передовых воззрениях отечественных писателей, историков, философов, являющихся лучшими представителями общественного движения.

Официальная доктрина внутригосударственной политики 19 в. наиболее ярко воплотилась в известной формуле С.Уварова «Православие, Самодержавие, Народность». В данной триаде нашли свое выражение соборные ценности русского народа, возникшие в период становления единой централизованной власти и утвержденные в духовных заветах Преподобного Сергия.

Идеи подвижника отразились также в педагогических воззрениях К.Победоносцева - учителя и наставника будущих императоров Александра Третьего и Николая Второго. Согласно взглядам К.Победоносцева, основу просвещения должно составлять православное вероучение. Перечисляя заслуги ученого и государственного деятеля, прежде всего необходимо назвать основание церковноприходских школ, строительство сельских храмов, распространение духовной литературы, заботу о благочинном пении в церквях. По мысли Победоносцева, одна из основных задач русской школы - научить детей жить в соответствии с христианскими заповедями, воспитать в них чувство любви к Отечеству, почтительное отношение к родителям, к предкам. Именно в этом и состояли наиглавнейшие заветы Сергия Радонежского.

Идеи подвижника, нашли свое выражение не только в концепциях официальных представителей государственного аппарата, но и в развитии общественной мысли. Наиболее четко связь с воззрениями Сергия обнаруживается в трудах славянофилов И.Киреевского и А.Хомякова. Мировоззренческая концепция славянофилов основывалась на убеждении в самобытности исторического пути русского народа; фундаментом национального воспитания они считали религиозность, нравственность, любовь к ближнему, т.е. то, что являлось важнейшим ориентиром в деятельности Преподобного Сергия и его последователей.

Огромное значение идеи древнерусского подвижника имели в педагогической мысли России 19 в: глубоко и последовательно они отразились во взглядах К.Ушинского. В основу воспитательно-образовательной концепции

педагога был положен принцип народности. По мысли Ушинского, в отечественной школе данный принцип должен реализовываться через приоритет родного языка, родной культуры, через опору на духовный опыт народа, заключенный в его творчестве, традициях, обычаях; не менее важное место в трактовке народности Ушинский отводил трудовому воспитанию как ведущему фактору развития личности; при этом сам процесс обучения, овладения знаниями рассматривался Ушинским как напряженный труд, требующий от школьника значительных волевых усилий.

Огромную роль в деле воспитания Ушинский отводил православному вероучению: согласно воззрениям педагога, религиозное воспитание должно входить в жизнь ребенка с ранних лет, продолжаться в детстве и юности, проводиться церковью, семьей и школой, причем в школе оно не должно ограничиваться только специальным предметом Закона Божия, но войти в содержание всех школьных предметов.

Неразрывная связь с народной культурой, с родным языком, систематический труд, направленный на созидание окружающего мира, обретение религиозного опыта - таковы, согласно Ушинскому, необходимые составляющие образовательного процесса. Исходя из данных воззрений, можно сделать вывод о том, что педагогическая концепция Ушинского по своему содержанию восходит к духовным заветам Преподобного Сергия, являющегося поборником созидательного труда, покровителем народных ремесел и промыслов, неизменным хранителем и защитником христианского просвещения.

В ходе исследования мы установили, что неотъемлемую часть духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского составляют педагогические идеи, которые могут эффективно использоваться в сфере современного воспитания. Формулируя данные идеи, мы указывали основные направления их реализации в учебно-воспитательном процессе.

Систему педагогических идей подвижника можно представить следующим образом:

1) идея преемственности, реализуемая в ходе преподавания отечественной истории, родного языка и литературы, в процессе приобщения учащихся к культурно-историческому наследию прошлого;

2) идея целостного и комплексного воспитания, реализуемая в процессе развития всех сущностных сил человека, всех сфер, составляющих его естество (интеллектуальной, волевой, эмоциональной, физической);

3) идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой (данная идея реализуется в процессе приобщения учащихся к миру природы, к лучшим образцам литературы, музыки, живописи и т.д.);

4) идея непрерывности воспитания, реализуемая через взаимосвязь классно-урочной работы школьников с их внеклассной и внешкольной деятельностью;

5) идея общинного (соборного) воспитания, реализуемая в процессе перерастания ученического коллектива в воспитательное содружество, основанное на гармонии личного и общественного и способствующее духовно-нравственному взаимообогащению школьников;

6) идея бескорыстного служения обществу, Родине, ориентирующая учащихся на формирование социально-полезных качеств (трудолюбие, умение работать в коллективе, упорство в овладении знаниями, умениями, навыками), на выработку стремления активно участвовать в жизни общества, в деле созидания государства.

Соотнося идеи Преподобного Сергия Радонежского с задачами современного воспитания, мы утверждаем мысль о том, что наследие русского подвижника имеет вневременное значение, поскольку выражает в себе концепцию праведного, духовно здорового бытия, являющуюся нравственным ориентиром для тех, кто идет по пути совершенствования, стремясь ь постижению идеалов добра, любви, жертвенности - всего, что составляет основу духовной культуры человечества.

Основные публикации по теме диссертационного исследования

1. Православная школа Сергия Радонежского // Молодые голоса сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ М., 1998.

2. Значение житийной литературы в деле экологического воспитанш школьников // Экологическое образование. 2000 №2.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидат педагогических наук , Карунин, Евгений Александрович, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

1.1. Культурно-исторические предпосылки становления духовно-нравственных основ учения Сергия Радонежского.

1.2. Основные этапы формирования духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского : отшельничество-становление монашеской братии христианское общежительство.

ГЛАВА П. ЗНАЧЕНИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В СТАНОВЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И В СУДЬБЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

2.1. Преподобный Сергий Радонежский как духовный предводитель Древней Руси.

2.2. Педагогические идеи Сергия Радонежского и их реализация в сфере современного воспитания.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогическое наследие Сергия Радонежского"

Актуальность исследования. Сегодня в общественной жизни нашего Отечества можно выявить тенденцию, выражающуюся в появлении у людей более глубокого (по сравнению с советским периодом) интереса к истории России, к ее культурному наследию, в принципиальном изменении отношения к роли церкви в процессе укрепления государственности и в деле воспитания подрастающего поколения.

Данная тенденция имеет большое значение в развитии современной педагогической мысли. В последнее время в области педагогики появляются исследования, связанные с осмыслением русской национальной идеи, особенностей развития просвещения в дореволюционной России, труды, основывающиеся на обращении к многовековому духовному опыту народа, закрепленному в традициях и жизненном укладе наших предков (работы В.С.Горячева, Л.Н.Погодиной, В.М.Петрова, Ю.В. Васильковой, Н.В.Давыдовой, Т.Л.Мироновой, А.М.Новикова).

Проводится работа и в сфере взаимодействия воспитательно-образовательных учреждений с Православной церковью. Данное направление связано с деятельностью А.Ю.Соловьева, Л.В.Суровой, Я.Н.Щапова, А.Н.Стрижева, Н.В.Веселовской, В.И.Беляева и др.

Сегодня у педагогов-исследователей большой интерес вызывает культурно-историческое наследие Древней Руси, наследие, являющееся фундаментом отечественной просветительской мысли, колыбелью тех обычаев и традиций, которые в течение многих веков составляли основу народного воспитания.

Неотъемлемой частью этого наследия является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя 14 века.

Уже более шести столетий имя Сергия Радонежского в сознании русских людей неразрывно связано с делом созидания Отечества; Православная церковь причислила Преподобного к Лику святых: он почитается как духовный наставник и просветитель, как искусный врачеватель и чудотворец, как самоотверженный подвижник и устроитель монастырей, как умиротворитель враждующих и заступник Земли Русской, благословивший ее на борьбу с татаро-монгольскими поработителями.

Основу данного диссертационного исследования составляет историко-педагогический анализ учения Преподобного Сергия Радонежского. Проделанная в ходе исследования работа показывает, что духовное учение подвижника обладает мощным педагогическим потенциалом, который может эффективно использоваться в сфере современного воспитания.

Изученность темы. Духовно-нравственное наследие Сергия Радонежского рассматривалось в различных аспектах: историческом, культуроведческом, богословском, общественно-политическом, агиографическом. Данные аспекты были раскрыты в трудах отечественных писателей - Епифания Премудрого, А.Муравьева, Б. Зайцева, И.Шмелева, А.Куприна, Б.Шергина, Д.Балашова, В.Крупина, В.Солоухина, А.Солженицына, В.Распутина, В.Ганичева; историков -Н.Карамзина, С.Соловьева, В.Ключевского, Н.Костомарова, Д.Иловайского; исследователей церкви - митрополита Макария, митрополита Филарета (Дроздова), архимандрита Никона

Рождественского), Е.Голубинского, Г.Георгиевского, И.Концевича, П.Знаменского; философов - Е.Трубецкого, С.Булгакова, П.Флоренского.

Однако в педагогическом аспекте учение Сергия Радонежского рассмотрено не было. Поэтому тема диссертации формулируется как «Педагогическое наследие Сергия Радонежского». Мы понимаем некоторую условность этой формулировки, т.к. письменных трудов подвижник после себя не оставил - его учение, по выражению историка В.Ключевского, было положено «в живую душу народа». В данной работе исследованию подвергается прежде всего духовно-нравственный аспект учения Сергия Радонежского.

Проблема исследования состоит в недостаточном и неадекватном использовании духовно-нравственного наследия прошлого в сфере современного воспитания.

Объект исследования - духовно-нравственное учение Сергия Радонежского.

Предмет исследования - педагогические идеи Сергия Радонежского о воспитании молодого поколения.

Цель исследования: выявление педагогических идей, составляющих основу духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского, и определение возможности их применения в ходе решения воспитательных задач в современной общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

1) Определить культурно-исторические предпосылки, способствующие становлению и развитию духовно-нравственной концепции Преподобного Сергия Радонежского.

2.) Охарактеризовать основные этапы развития учения Сергия Радонежского.

3.) Выявить в духовно-нравственном учении подвижника основополагающие педагогические идеи.

4.) Показать значение педагогического наследия Сергия Радонежского в решении современных воспитательных задач.

Методологическая основа исследования: философские положения о роли личности и народа в истории; опора на принципы историзма, преемственности, научности, системности, единства теории и практики; применение целостного и комплексного подхода в рассмотрении педагогических вопросов.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

1.) Метод историко-педагогического анализа агиографической литературы.

2.) Сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставлять историко-педагогические факты, выявлять в них общее, особенное и единичное.

3.) Метод систематизации и обобщения историко-педагогических материалов, полученных в результате изучения первоисточников и научной литературы.

Источниковедческая база исследования: памятники древнерусской агиографии, труды отечественных историков и философов, научные исследования по истории педагогики, материалы периодической печати (журналы «Педагогика», «Русский дом», «Держава»; альманахи «Русская школа», «Памятники Отечества» и др.).

Научная новизна исследования состоит: - в определении предпосылок, способствующих становлению и развитию духовно-нравственных взглядов Преподобного Сергия Радонежского;

- в историко-педагогическом анализе основных этапов развития просветительской концепции древнерусского подвижника;

- в выявлении педагогических идей, составляющих основу духовно-нравственного учения Сергия Радонежского (идея о непрерывности и поэтапности духовно-нравственного совершенствования личности; идея общинного воспитания; идея о необходимости осуществления наставнического руководства в деле воспитания подрастающего поколения; идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой; идея гражданского воспитания, бескорыстного служения народу, Отечеству);

- в обосновании возможности применения педагогических идей Сергия Радонежского в сфере современного воспитания.

В работе показано, что духовно-нравственное учение Сергия Радонежского может быть использовано в решении современных воспитательных задач; в качестве основных направлений реализации педагогических идей подвижника могут выступать следующие принципы: принцип преемственности в воспитании подрастающего поколения; принцип целостности и комплексности; принцип коллективного (общинного) воспитания; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; принцип воспитания в труде; принцип служения обществу, Родине (принцип общественно полезной деятельности).

Практическая значимость исследования состоит в том, что его положения и выводы могут быть использованы в научных трудах по истории отечественной педагогики; некоторые положения работы, ее содержание могут быть применены при разработке спецкурсов в институтах повышения квалификации учителей; отдельные материалы диссертации могут использоваться в курсе лекций по философии и истории отечественной педагогики для студентов педвузов.

Апробация и внедрение результатов исследования: отдельные положения работы легли в основу курса лекций по педагогике, прочитанного автором данного исследования для студентов МГОПУ; выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, использовались автором в процессе учебной и внеклассной работы в средней школе №446 г. Москвы; отдельные результаты исследования обсуждались на конференциях, организованных кафедрой педагогического образования МГОПУ для студентов и аспирантов.Основные положения и выводы исследования отражены в следующих публикациях:

1) «Православная школа Сергия Радонежского» (Молодые голоса: сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ. Москва, 1998).

2) «Значение житийной литературы в деле экологического воспитания школьников» (Экологическое образование. Москва, 2000. №2).

На защиту выносится :

Исследование духовного наследия Сергия Радонежского в историко-педагогическом аспекте позволило сформулировать следующие положения:

1.) Предпосылками становления и развития духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского явились:

- деятельность передовых людей Руси, направленная на созидание государства и развитие отечественной культуры;

- пробуждение национального самосознания, выразившегося в духовном противоборстве русского народа иноземным агрессорам;

- политическое, экономическое и духовное возвышение Москвы в середине 14 столетия;

- восстановление тесных культурных связей между Москвой и Византией (второе византийское влияние на Русь).

2.) Воспитательная концепция Сергия Радонежского, представленная триадой Личность - Общество - Государство, основывается на следующих принципах:

- непрерывное самосовершенствование личности осуществляется через систематический труд, молитву, внутреннее самосозерцание, через самоотверженное служение Богу, народу, Отечеству;

- иноческая община, созданная Сергием Радонежским, представляла собой воспитательное содружество личностей - союз, основывающийся на гармонии личного и общественного;

- духовно-нравственное возрождение нации, согласно учению Сергия Радонежского, возможно при укреплении внутригосударственного единства, обретении национальной независимости, единении церкви и народа на основе служения идеалам Православия и государственности;

- огромное значение в возвышении духовных сил нации и возрождении государства имел личный пример Преподобного Сергия, явившегося духовным наставником Древней Руси.

3.) Основу духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского составляют следующие идеи:

- идея преемственности в воспитании и образовании молодого поколения;

- идея целостного и комплексного воспитания;

- идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой;

- идея непрерывности воспитания;

- идея общинного (соборного) воспитания;

- идея гражданского воспитания, служения народу, Отечеству.

4.) Основные направления реализации педагогических идей Сергия Радонежского в сфере современного воспитания заключаются в следующем:

- провозглашение духовно-нравственного воспитания центральной задачей педагогической работы в школе;

- тесная взаимосвязь между классно-урочной, внеклассной и внешкольной формами педагогической работы;

- комплексное использование идей и принципов духовного наследия Сергия Радонежского в учебной и во внеурочной деятельности педагогов и учащихся.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы ко второму параграфу

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что неотъемлемой частью духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского являются педагогические идеи, которые могут быть эффективно реализованы в наше время:

1) идея преемственности, реализуемая в ходе преподавания отечественной истории, родного языка и литературы, в процессе приобщения учащихся к культурно-историческому наследию прошлого;

2) идея целостного и комплексного воспитания, реализуемая в процессе развития всех сущностных сил человека, всех сфер, составляющих его естество (интеллектуальной, эмоциональной, волевой, физической);

3) идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой (данная идея реализуется в процессе приобщения учащихся к миру природы, к лучшим образцам литературы, музыки, живописи);

4) идея непрерывности воспитания, реализуемая через взаимосвязь классно-урочной работы школьников с их внеклассной и внешкольной деятельностью;

5) идея общинного (соборного) единения, реализуемая в процессе перерастания ученического коллектива в воспитательное содружество, основанное на гармонии личного и общественного и способствующее духовно-нравственному взаимообогащению школьников;

6) идея бескорыстного служения обществу, Родине, ориентирующая учащихся на формирование социально-полезных качеств (трудолюбие, умение работать в коллективе, упорство в овладении знаниями, умениями, навыками), на выработку стремления активно участвовать в жизни общества, в деле созидания государства.

Соотнося идеи Преподобного Сергия Радонежского с задачами современного воспитания, мы утверждаем мысль о том, что наследие русского подвижника имеет вневременное значение, поскольку выражает в себе концепцию праведного, духовно здорового бытия, являющуюся нравственным ориентиром для тех, кто идет по пути совершенствования, стремясь к постижению идеалов добра, любви, жертвенности - всего, что составляет основу духовной культуры человечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование, проведенное в данной работе, позволяет сформулировать следующие выводы:

1) Предпосылками становления и развития духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского явились:

- деятельность трудового народа, князей, передовых людей Руси, направленная на созидание государства и развитие отечественной культуры;

- пробуждение национального самосознания, выразившегося в духовном противостоянии русского народа иноземным завоевателям;

- политическое, экономическое и духовное возвышение Московского княжества в середине 14 столетия;

- восстановление тесных культурных связей между Москвой и Византией, влияние исихазма на древнерусскую культуру.

2) Основу духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского составляют следующие принципы:

- непрерывное самосовершенствование личности осуществляется через систематический труд, молитву, внутреннее самосозерцание, через самоотверженное служение Богу, народу, Отечеству;

- воспитание инока в общине будет эффективным, если эта община представляет собой духовное содружество личностей - союз, основывающийся на гармонии личного и общественного;

- духовно-нравственное возрождение нации возможно при условии соблюдения государственной целостности, обретения внешней независимости и распространения христианского просвещения, при условии единения церкви и народа на основе служения идеалам Православия и государственности;

- огромное значение в деле воспитания имеет личный пример духовного наставника.

3) Неотъемлемую часть духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского составляют следующие педагогические идеи:

- идея преемственности;

- идея целостного и комплексного воспитания;

- идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой;

- идея непрерывности воспитания;

- идея общинного (соборного) единения;

- идея служения народу, Отечеству.

4) Основные направления реализации педагогических идей Сергия Радонежского могут быть сформулированы следующим образом:

- провозглашение духовно-нравственного воспитания центральной задачей педагогической работы в школе;

- тесная взаимосвязь между классно-урочной, внеклассной и внешкольной формами педагогической работы;

- комплексное использование идей и принципов духовного наследия Сергия Радонежского в учебной и во внеурочной деятельности педагогов и учащихся.

Педагогические идеи Преподобного Сергия Радонежского могут эффективно использоваться в сфере современного воспитания. Наглядным подтверждением этого является опыт, накопленный учителями экологической школы № 446 г. Москвы.

Основу образовательной программы школы составляют предметы, связанные с исследованием окружающей человека среды: природоведение, естествознание, биология, география, химия, физика, астрономия. Однако экологическое образование учащихся, являясь стержневым направлением целостного педагогического процесса, не ограничивается изучением данных предметов. Мысль о необходимости охранять природу, рационально использовать ее богатства прививается школьникам и на таких уроках, как труд, изобразительное искусство, музыка, русский язык, литература, история, граждановедение. Большая роль в учебно-воспитательном процессе отводится творческим формам обучения. Сочинение экологических стихов и сказок, изготовление поделок из природного материала, подготовка и проведение сезонных праздников (дни урожая, русская зима, встреча весны и т.д.), организация экологических экспедиций, проведение выставок творческих работ учащихся - таковы формы обучения, активно использующиеся педагогами школы.

Проведение данных мероприятий способствует гармоничному, всестороннему развитию учащихся, яркому и плодотворному раскрытию их способностей. Таким образом в учебно-воспитательном процессе реализуется один из важнейших заветов Преподобного Сергия Радонежского.

Классно-урочная система обучения тесно связана с внеклассной работой школьников: огромную роль в целостном педагогическом процессе играют факультативы и кружки по природоведению, биологии, труду, литературе, истории, музыке, этике. Под руководством поэтессы Н.В. Веселовской в школе действует кружок «Священная История в памятниках древнерусской словесности»; его цель - привить учащимся понятие об «экологии внутреннего мира человека», пробудить у них нравственные качества, воспитать патриотические чувства, любовь к историко-культурному наследию прошлого. В рамках работы кружка учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью русских князей, подвижников, просветителей - Владимира Великого, Бориса и Глеба, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Сергия Радонежского, Андрея Рублева и др., изучают произведения древнерусской литературы, постигают основы духовной поэзии.

Прочная взаимосвязь между классно-урочной и внеклассной деятельностью учащихся придает целостному педагогическому процессу непрерывный характер, что свидетельствует о реализации одной из важнейших идей Сергия Радонежского.

Школа № 446 известна не только своей экологической специализацией. В стенах школы работает музей, который посвящен истории 71-й гвардейской дивизии. Здесь собраны сотни экспонатов, воссоздающих героический путь, который прошла дивизия со времени своего основания в 1918 году: фотографии, письма, архивные материалы, номера старых газет, наградные листы, протоколы партийных и комсомольских собраний военных лет. Почти все материалы, хранящиеся в музее, собраны учащимися.

Музей регулярно посещают ветераны - бывшие бойцы дивизии, воевавшие на фронтах Великой Отечественной. Они рассказывают школьникам о военных событиях, связанных с историей дивизии, помогают учащимся проводить поисковую работу с архивными материалами.

Работа, которую осуществляет музей, имеет огромное значение: эта работа необходима прежде всего будущим поколениям, которые придут на смену сегодняшним школьникам, нужна эта работа и юным следопытам наших дней - с детства прикасаясь к истории, они воспитывают в себе чувство преемственности, чувство глубокого уважения к славным деяниям предков, становясь настоящими патриотами своего Отечества.

Через поисковую работу, проводимую школьным музеем, в учебно-воспитательном процессе реализуются две взаимосвязанные идеи, выразителем которых был Сергий Радонежский: идея преемственности поколений и идея самоотверженного служения Родине.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что работа педагогического коллектива школы № 446 основывается на практической реализации важнейших воспитательных идей, составляющих неотъемлемую

часть духовно-нравственной концепции Преподобного Сергия Радонежского. О продуктивности этой работы говорят следующие результаты: 45,5 % учащихся школы учатся на оценки «4» и «5»; школьники принимают активное участие в природоохранной деятельности, разрабатывают самостоятельные проекты по исследованию окружающей среды; многие ученики глубоко изучают историю Отечества, участвуют в работе школьного музея, организуют встречи с ветеранами войны.

Среди учащихся школы немало победителей ученических олимпиад, лауреатов и дипломантов литературно-музыкальных конкурсов, экологических смотров.

Анализ педагогической работы, осуществляемой учителями школы № 446, позволяет сделать следующий вывод: эффективное решение современных воспитательных задач возможно, если в своей практической деятельности педагоги будут опираться на духовный опыт народа; если педагогическое наследие прошлого, подвергаясь творческому переосмыслению, будет реализовываться в современной школьной практике, применяясь целостно и комплексно как в классно-урочной системе обучения, так во внеклассной и внешкольной работе педагогов с учащимися; если школьникам будет прививаться чувство преемственности, чувство неразрывной связи с Родиной, с ее историческим прошлым.

Разработка проблемы применения духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского в сфере воспитания учащихся является для педагога-исследователя особой задачей. Глубокое, всестороннее рассмотрение данной задачи автор диссертации предполагает осуществить на следующем этапе научно-исследовательской работы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидат педагогических наук , Карунин, Евгений Александрович, Москва

1. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. Калуга, 1895.

2. Антология изречений святых отцов церкви. М., 1996.

3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, 14-17 вв. /Сост. Бабишина С.Д., Митюрова Б.Н. М., 1985.

4. Антология педагогической мысли христианского средневековья. Т.1. М., 1994.

5. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Сила Моя в немощи совершается: духовные беседы. М., 1994.

6. Бабишин С.Д. Археологические источники о распространении грамотности в Древней Руси. М., 1977.

7. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: издание Московской Патриархии, 1992.

8. Библейская энциклопедия. /Сост. Архимандрит Никифор. М., 1990.

9. Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси: 11-14 вв. М., 1960.

10. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. М., 1991.

11. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика: 11-17 вв. М., 1992.

12. Василькова Ю.В. Страницы отечественного образования: из истории России, Православия, литературы. Курс лекций. Книга первая. М., 1996.

13. Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969.

14. Возбранный России Воеводо: сборник. / Сост. А.Светозарский. М., 1994.

15. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. М., 1991.

16. Голубинский Е.Е. История русской церкви. T.l. М., 1900.

17. Горячев B.C. Слово о Русской школе. // Русский дом. 1998 №9.

18. Государство и дети: реальности России. Материалы международной научно-практической конференции. М., 1995.

19. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М., 1938.

20. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

21. Гумилев J1.H. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992.

22. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература: учеб. пособие для учащихся среднего возраста. М., 1992.

23. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908.

24. Добужинский М. Закон Божий: первая книга о православной вере. М., 1990.

25. Драгунова Т.В. Подросток в кругу сверстников. // Календарь для родителей-87. М., 1986.

26. Древние иноческие уставы, собранные епископом Феофаном. М., 1908.

27. Дунаев М.М. Православие и русская литература: учебное пособие для студентов духовных академий и семинарий. 4.1. М., 1996.

28. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: 10-20 вв./Сост. С.Бычков. М., 1991.

29. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского./Сост. Архимандрит Никон. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904.

30. Жития и творения русских святых. /Сост. С.Тимченко. М., 1993.

31. Забелин А.Р. Уроки истории в деле народного образования. Спб., 1887.

32. Забелин И. История города Москвы. М., 1905.

33. Зайцев Б.К. Сочинения в трех томах. М., 1993.

34. Закон Божий для семьи и школы. /Сост. Серафим Слободской. Holy Trinity

35. Monastery, Jordanville, N.Y. USA., 1987.

36. Зеньковский B.B. Педагогика. M., 1996.

37. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

38. Знаменский П.В. История русской церкви. М., 1996.

39. Избранные жития святых (3-9 вв.). М., 1992.

40. Избранные жития русских святых (10-15 вв.). М., 1992.

41. Иловайский Д.И. История России: собиратели Руси М., 1996.

42. Иловайский Д.И. История России: становление Руси. М., 1996.

43. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

44. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: в 2-х томах. М., 1993.

45. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.

46. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. СПб., 1994.

47. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. СПб., 1995.

48. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Голос вечности. СПб., 1994.

49. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб., 1915.

50. Карамзин Н.М. История государства Российского: в двенадцати томах. М., 1988.

51. Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988.

52. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991.

53. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов (19-20 вв.). М., 1996.

54. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. М., 1987.

55. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.

56. Кожинов В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М., 1997.

57. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1997.

58. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1994.

59. Королёв Ф.Ф. Развитие основных идей советской педагогики. М., 1968.

60. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: в 3-х книгах. М., 1990.

61. Краткая философская энциклопедия. /Сост. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. М., 1994.

62. Краткий словарь по эстетике: книга для учителя. /Под ред. М.Ф.Овсянникова. М., 1983.

63. Кудрявцев М. Светильники Сергиевы. // Памятники Отечества. 1992. № 2-3.

64. Кураев А. Наследие Христа. М., 1998.

65. Кураев А. Традиция, догмат, обряд: Апологетические очерки. Москва-Клин, 1995.

66. Кураев А. Школьное богословие. М., 1999.

67. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1982.

68. Лествица Преподобного Иоанна. Сергиев Посад, 1908.

69. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962.

70. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1995.

71. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1993.

72. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

73. Лосский В.Н. Боговидение. М., 1995.

74. Лошиц Ю. Дмитрий Донской. М., 1995.

75. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. М., 1985-1986.

76. Малая советская энциклопедия: в десяти томах. /Под ред. Введенского Б.А. -М., 1958-1960.

77. Милюков П.Н. Очерки по истории русской литературы. СПб., 1902.

78. Миролюбов Н. Педагогические воззрения св. Отцов церкви. Харьков, 1900.

79. Муравьев А.В., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры: 9-17 вв. М., 1984.

80. Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским: в двух частях. М., 1990.

81. Найденов Н. Куликово поле. // Русский дом. 1998. №9.

82. Нилус С.А. Великое в малом. Сергиев Посад, 1992.

83. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.

84. Новиков A.M. Национальная идея России (возможный подход) М.: Эгвес, 2000.

85. Опыты православной педагогики. /Сост. А.Стрижев, С.Фомин. М., 1993.

86. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 1997.

87. Острогорский А.Н. Основные вопросы воспитания. СПб., 1899.

88. Палама Григорий, святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995.

89. Паыгуто В.Т. Александр Невский. М., 1995.

90. Петров В.М. Три Епифания в педагогической мысли Московской Руси.// Педагогика. 1997 №6.

91. Платонов О.А. Русская цивилизация. М., 1995.

92. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. -М., 1996.

93. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х томах. М., 1992.

94. Попов Л.А. Воспитательный потенциал религии.//Педагогика. 1992.№№7-8.

95. Поселянин Е. Сказание о святых вождях Земли Русской.//Роман-газета. 1994. №№ 13-14.

96. Поселянин Е. Идеалы христианской жизни. СПб., 1994.

97. Православные праздники./Сост. Топорков А.-М., 1990.

98. Прокофьев Н.И. Древняя русская литература. М., 1980.

99. Прошин Г.Г. Черное воинство: Русский православный монастырь. Легенда и быль. М., 1985.

100. Путь на Маковец: Читаем «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого./Сост. Н.В.Давыдова. М., 1993.

101. Пушкин А.С.: путь к Православию./Сост. А.Н.Стрижев. М., 1999.

102. Религии мира: Пособие для учителя./под ред. Я.Н.Щапова. М., 1994.

103. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000.

104. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.

105. Розанов В.В. Уединенное. М., 1990.

106. Русская школа: Создателям русской национальной школы. Выпуск 1.-М., 1993.

107. Рыбаков Б.А. Просвещение: Очерки русской культуры. 13-15 вв. Ч.2.-М., 1970.

108. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. М., 1987.

109. Свенцицкая Й.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989.

110. Серафим (Роуз), иеромонах. Православное воспитание и окружающий мир.//Опыты православной педагогики. М., 1993.

111. Сергий Радонежский: сборник./Сост. В.А.Десятников. М., 1991.

112. Сретенский календарь-сборник. М., 2000.

113. Старчество: мысли Святых Отцов о необходимости и пользе старческого руководства в духовной жизни. М., 1997.

114. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. М., 1990.

115. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. М., 1996.

116. Тацис Дионисий, священник. Поучения старцев. М., 1997.

117. Творогов О.В. Князья Рюриковичи. М., 1992.

118. Терехов В.П. Александр Невский. М., 1990.

119. Тихомиров М.Н. Древняя Москва: 12-15 вв.; Средневековая Россия на международных путях: 14-15 вв. М., 1992.

120. Троице-Сергиева Лавра./Сост. И.Просвирнин. М., 1987.

121. Троицкий В.Ю. Путь к доброделанию.//Держава 1997. №1.

122. Троицкий Е. Что такое русская соборность ? М., 1993.

123. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

124. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в шести томах. М., 1988.

125. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге./Под общей ред. Е.Белозерцева. М., 1994.

126. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

127. Федоров В.И., Лебедев Ю.В., Филюшкин А.И., Каравашкин А.В., Черниченко Л.А. Угроза единому образовательному пространству .//Русский дом. 1999. №9.

128. Филадельф, иеромонах. Заступница Усердная: Слово о деяниях Пресвятой Богородицы. М., 1992.

129. Филарет. Нравственность христианина. М., 1991.

130. Филиппов Т. О началах русского воспитания. СПб., 1890.

131. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

132. Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. М., 1992.

133. Хомяков А.С. Сочинения в двух томах. М., 1994.

134. Хрестоматия по древнерусской литературе./Сост. М.Е. Федорова, Т.А.Сумникова. М., 1994.

135. Христианство: словарь./Под общ. ред. Л.Н.Митрохина. М., 1994.

136. Шахурина И.И. Экологическое образование и воспитание жизненная необходимость.//Соколинка. 1999, № 3.

137. Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. Самара, 1998.

138. Школьный альманах: Творческие работы учеников школы № 446.1. Выпуск 1 М., 1998.

139. Шпиллер Всеволод, протоиерей. Слово Крестное. М., 1993.

140. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси (11-14 вв.), М., 1972.

141. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси: 10-13 вв. М., 1989.

142. Экономцев Иоанн, игумен. Православие. Византия. Россия. М., 1992.

Источник: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/di...


Обязательно ли удалять варикоцеле