Больше всего просмотрели

спазма в желудке ребенка
Мнгновенное увеличение груди с помощью шишек хмеля..
Читать дальше

Методы математические статистики по нейросенсорной тугоухости


варикозное расширение вен на ногах по аюрведе

Спортивная медицина » Материалы конференций » Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА. ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. СОЧИ 2011» » Разработка эффективных методик тестирования коорди

Кустинская С.Ч., Калюжин В.Г.

Белорусский государственный университет физической культуры, Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь.

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. В зарубежных странах очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности [1]. В системе специального образования не только в Республике Беларусь, но в странах СНГ, детей с особенностями психофизического развития немаловажную роль играет их физическое воспитание, которое направлено на всестороннее развитие детей, формирование жизненно необходимого фонда двигательных умений и навыков. Однако, нарушения восприятия окружающего мира, вследствие дефекта слуха, приводит к вторичным отклонениям в формировании движений и пространственно-ориентировочной деятельности. А это в свою очередь оказывает влияние на постановку задач и содержание физического воспитания, а так же на построение процесса не только обучения, но и контроля [2].

Координационные способности представляют собой совокупность множества освоенных двигательных действий, обеспечивающих жизненно необходимые двигательные умения и навыки. Развитие этих способностей зависит от множества факторов: состояния здоровья, психофизического состояния, возраста, пола, генетической предрасположенности и социального статуса и т.д. Уровень развития базовых координационных способностей у школьников с нарушениями слуха и зрения так же имеют свои особенности и зависят от проявления некоторых факторов: вида, характера и степени нарушения основного дефекта, наличия сопутствующих и вторичных отклонений, уровня физического развития и физической подготовленности, возраста, пола и индивидуальных особенностей психического и функционального состояния, а также от степени доступности использования остаточных возможностей сенсорно-анализаторной сферы [3].

В высшей степени важно найти такие методики тестирования, которые были бы адекватны изучаемому явлению и могли бы дать высокоэффективную оценку проводимым измерениям. Поиск таких методик тестирования не исключал необходимости теоретического анализа, но для объективизации их оценки была необходимость использовать и методы математической статистики. Все известные методики тестирования координационных способностей позволяют дать объективную оценку уровня развития отдельных качеств координационных способностей [4]. Однако, на современном уровне знаний в области адаптивной физической культуры трудно себе представить одинаковое для всех случаев оценки уровня развития координационных способностей содержание контрольных испытаний. Объясняется это не столько сравнительной «молодостью» научного подхода к разработке методики тестирования, сколько чрезвычайной сложностью проблемы.

Для поиска наиболее эффективных методик тестирования уровня развития базовых координационных способностей школьников с нарушениями слуха нами было проведено исследование, целью которого являлось определение степени влияния методики тестирования на результаты тестов и выявление таких методик, с помощью которых можно получить достоверную оценку результативности педагогического процесса адаптивного физического воспитания. Это исследование было выполнено в соответствии с планом научно-исследовательской работы учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» на 2006-201 0гг. по проблеме «Медико-биологические аспекты физического воспитания и оздоровления населения».

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы, которые можно рекомендовать к практическому применению.

Для подбора тестов, определяющих уровень развития координационных способностей у школьников с нарушениями слуха, необходимо учитывать характер и степень основного заболевания, наличие сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, возраст, пол, уровень физического развития и физической подготовленности учащихся, возможностью использования ими остаточного слуха и других анализаторных систем. Эта необходимость вызвана тем, что тесты должны быть доступны для понимания и выполнения поставленной перед испытуемыми двигательной задачи. В случае невозможности подбора адекватных методик тестирования, целесообразно их модифицировать с учетом выше перечисленных возможностей школьников.

Методика тестирования оказала значительное влияние на полученные результаты тестирования базовых координационных способностей у слабослышащих школьников при проведении тестирования уровня развития статического равновесия (степень влияния 62%), реагирующей способности (степень влияния 90%), при тестировании способности к ориентации в пространстве (степень влияния 89%) и способности к дифференцировке усилий при метании (степень влияния 63%).

При тестировании уровня развития динамического равновесия и кинестетической способности у школьников с нарушениями слуха методика проведения тестирования не оказывает значительного влияния на результаты тестирования (степень влияния 11% и 23% соответственно).

Показатели тестов «Хождение по бревну» и «Пробежка по скамейке» одинаково однородны. Следовательно, для оценки уровня развития динамического равновесия у школьников с нарушениями слуха можно с одинаковым успехом пользоваться и тем, и другим тестом. Показатели теста «Воспроизведение половины максимального прыжка в длину с места», проведенного со зрительной ориентацией менее однородны, чем результаты этого же теста, проведенного без зрительной ориентации, следовательно, второй вариант теста позволит получить более точную оценку. Показатели пяточно-носочной пробы более однородные и, следовательно, этот тест эффективнее пробы «Аист». Показатели теста «Ловля линейки» однороднее показателей теста «Секундомер», это значит что тест «Ловля линейки эффективнее теста «Секундомер». Эффективность теста «Прыжки по кочкам» больше эффективности теста «Слаломный бег», а метание с расстояния 3 метров эффективнее метания с расстояния 6 метров.

Применяя данные методики тестирования уровня развития базовых координационных способностей у школьников с нарушениями слуха, можно выявить преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий физическим воспитанием данной категории школьников, а так же составить наиболее обоснованные индивидуальные и групповые планы занятий.

Литература:

1. How To Integrate The Special Needs Student Into Physical Education / S.Watson //formerAbout. com Guide /[Electronic resource]. - Mode of access: http://encycl.wikipedia.com/A/AP/APE- Date of access: 12.03.2010

2. Харитонова Л.Г.Морфологические особенности физического развития и развития двигательных качеств у слабослышащих школьников / Л.Г.Харитонова [и др.] // материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии оздоровления человека», Челябинск, 12-15 октября 2002. - Челябинск: УралГАФК, 2002. - С. 88-90.

3. Рудьковская Н.В. Сравнительный анализ уровня развития координационных способностей у школьников8-16летсразличныминарушениямислуха/Н.В.Рудьковская//Проблемысовершенствования олимпийского движения, ФКиС в Сибири: материалы межрег. науч-практ.конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. - Омск: СибГУФК, 2003. - С.231-233.

4. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов / Под общей ред. проф. С.П.Евсеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2005. - 448 с.


 

У этой статьи пока нет комментариев



Загрузка...

Источник: http://www.sportmedicine.ru/sochi-2011-papers/218-...


Ишемическая болезнь сердца физиология