Больше всего просмотрели

магазин курение
Натура сиберика легкий крем-лифтинг для век отзывы..
Читать дальше

Органы курильщиков фото


конгресс по пластической хирургии крокус

Физиологические основы и особенности формирования развития мелкой моторики рук. Характеристика детей с задержкой психического развития. Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

Рубрика: Педагогика
Вид: дипломная работа
Язык: русский
Дата добавления: 29.06.2011
Размер файла: 130,1 K


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.


1. Диагностика развития мелкой моторики у детей с ЗПР
Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего (раннего дошкольного) возраста. Роль мелкой моторики в становлении личности, правильное развитие которой определяет формирование сенсомоторной координации. Мелкая моторика у детей с ЗПР.
курсовая работа [49,8 K], добавлен 22.04.2011

2. Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития связной речи. Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте. Влияние мелкой моторики на развитие связной речи. Диагностика и сравнительный анализ развития мелкой моторики и развития связной речи у старших дошкольников.
курсовая работа [62,6 K], добавлен 27.10.2011

3. Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста
Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте. Структура и сущность дополнительного образования в системе образовательного единства России. Разработка методики развития мелкой моторики ребенка, организация ее экспериментальной проверки.
курсовая работа [1,5 M], добавлен 27.05.2013

4. Особенности развития мелкой моторики у детей младшего возраста с нарушением речи
Психолого-педагогические условия и закономерности становления и развития речи детей младшего дошкольного возраста. Связь между особенностями речевого развития и мелкой моторикой детей. Экспериментальная работа по выявлению особенностей мелкой моторики.
курсовая работа [59,9 K], добавлен 07.12.2011

5. Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста через ознакомление с жизнью школы
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста. Формирование мотивационной готовности у детей с задержкой психического развития.
дипломная работа [74,1 K], добавлен 25.03.2011

6. Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Проблема обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, их психолого–педагогическая характеристика, специфика внимания. Организация экспериментального исследования внимания у детей с задержкой психического развития, его результаты.
курсовая работа [76,3 K], добавлен 30.10.2009

7. Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью
Патогенез, клинические проявления умственной отсталости. Особенности развития физических качеств и мелкой моторики у детей с умственной отсталостью. Механизм лечебного воздействия средства АФК в развитии мелкой моторики у детей. Пальчиковая гимнастика.
дипломная работа [292,0 K], добавлен 23.08.2010

8. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре
Понятие и классификации задержки психического развития. Особенности личности детей с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование развития познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития средствами игры.
курсовая работа [54,7 K], добавлен 15.10.2012

9. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке
Характеристика процесса развития мелкой моторики рук у ребенка. Методы и приемы по использованию лепки. Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по лепке, направленной на развитие моторики рук у детей дошкольного возраста.
курсовая работа [49,7 K], добавлен 10.12.2014

10. Коррекция мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта общеобразовательной коррекционной школы VIII вида
Причины нарушений интеллектуального развития у детей. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта на занятиях лечебной физической культуры. Экспериментальные комплексы ЛФК по коррекции мелкой моторики.
дипломная работа [313,5 K], добавлен 14.02.2013

Другие документы, подобные Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития


Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

Кафедра специальной психологии

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

с задержкой психического развития

Выполнена студенткой

3 курса ОЗО группа "В"

Исаченковой Юлией Алксандровной

Тула 2011г.

Оглавление

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы формирования мелкой моторики рук детей с задержкой психического развития
  • § 1.1 Физиологические основы развития мелкой моторики рук
  • § 1.2 Характеристика детей с задержкой психического развития
  • § 1.3 Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития
  • Глава II. Экспериментальное исследование особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
  • § 2.1 Методики изучения мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (констатирующий этап)
  • § 2.2 Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР в ходе дидактических игр и игровых упражнений
  • §2.3 Контрольный этап эксперимента
  • Заключение
  • Выводы
  • Литература

мелкая моторика рука игровой

2. Подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня развития мелкой моторики рук.

3. Разработать и осуществить психо-коррекционную программу по развитию мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

4. Проанализировать результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение документации (медицинской и психолого-педагогической), наблюдение за деятельностью детей, анкетирование, тестирование, организация и осуществление психолого-педагогического эксперимента в единстве его этапов (констатирующий, формирующий, контрольный).

п/п

Имя, фамилия

ребёнка

Возраст

Диагноз

1

Саша К.

7 лет

Задержка психического развития резидуально-генетического генеза, общее недоразвитие речи II уровня.

2

Лиза В.

6 лет 2мес

Задержка психо-речевого развития на резидуально-органическом фоне, общее недоразвитие речи II уровня. Гипердинамический синдром.

3

Дима Д.

6 лет 5 мес.

Задержка психического развития, общее недоразвитие речи I уровня.

4

Серёжа М.

6 лет 4 мес.

Задержка психо-речевого развития смешанного генеза. Нарушение активности и внимания.

5

Мурат Х.

6 лет 1 мес.

Задержка психического развития, общее недоразвитие речи II - III уровня. Гипердинамический синдром.

Данные дети были отобраны в результате изучения медико-педагогической и психологической документации, а так же по рекомендациям дефектолога и логопеда.

п/п

Уровень

развития

Качественная характеристика уровней

Показатель

уровня

1

Высокий

Ребёнок умеет точно передавать движения пальцев рук, быстрое и правильное находит позу; Свободно застёгивает и расстёгивает пуговицы, шнурует ботинки. Выполнение движений происходит произвольно, выполняет упражнения синхронно, умеет переключаться с одного движения на другое, изменять положение рук. Умеет управлять своими движениями, движения рук координированы. Умеет удерживать позу определённое количество времени.

I

2

Средний

Ребёнок не умеет точно передавать движения пальцев рук, находит позу с увеличением времени. Ребёнок с трудом переключается с одного движения на другое, не может одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы, движение неловкое, с помощью другой руки. Движения рук не координированы. Не удерживает позу определённое количество времени. Застёгивает и расстёгивает пуговицы, шнурует ботинки, используя помощь взрослого.

II

3

Низкий

Ребёнок не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается, не умеет переключаться с одного движения на другое.

Не умеет застёгивать и расстегивать пуговицы, не использует помощь взрослого.

III

Исследование ручной моторики проводилось при помощи специально разработанной для этой цели серии тестов. Для исследования развития ручной моторики были использованы диагностические методики Г.Г. Голубевой, И. Лопухиной, Л.Ф. Трохимчук. Они позволяли выяснить состояние отдельных составляющих сложных двигательных актов: силы и точности движений, их быстроты, координированности, возможности перехода от одного движения к другому - переключаемости движений, удержание позы.

Для общей ориентировки в состоянии ручной моторики использовались комплексные пробы. В этом случае ребенку предлагают совершить какое-либо, предметное, то есть направленное на определенный предмет, действие - застегнуть пуговицу, завязать бант, зашнуровать ботинки, намотать на клубок нитку и тому подобное. Все имеющиеся "изъяны" моторики рук, неловкость и некоординированность их движений при этом были хорошо видны.

Особое внимание уделялось оценке сформированности мелкой моторики: скоординированные движения пальцев, манипуляция с мелкими предметами, а также моторным навыкам в продуктивной деятельности. Здесь отмечались такие важные особенности, как умение делать мелкие точные движения при выполнении заданий или во время дидактических игр.

Изучение детей с задержкой психического развития проводилось психологическое обследование, составными частями которых являются моторная ловкость и праксис позы.

Праксис позы - исследовалось, как ребенок по зрительному, а затем по кинестетическому образцу воспроизводит положения пальцев на правой и левой руках.

Анализировалось, сколько попыток потребовалось ребенку для нахождения правильного положения пальцев, сделал ли ребенок это самостоятельно или использовал помощь педагога (стимулирующую или организующую). Каков был характер выполнения проб:

нормальное (быстрое и правильное) нахождение позы;

с увеличением латентного времени (внутренний поиск);

путем перебора с помощью (внешний развернутый поиск);

импульсивное (быстрое неправильное выполнение без предварительного анализа предъявляемого образца);

неловкое, с помощью другой руки;

с переходом выполнения на другую руку.

Анализировался и характер допущенных ошибок:

замена пальцев;

зеркальное выполнение;

инертное выполнение предыдущей позы после смены образца.

Анализировалось выполнение проб левой и правой рукой: были различия или нет.

Выполнение задания с развернутым внешним поиском и ошибками свидетельствует о первичных трудностях кинестетической переработки информации.

Обследование развития мелкой моторики рук на констатирующем этапе эксперимента было разделено на три блока.

В первом блоке выявлялась точность движений пальцев рук, с этой целью использовали комплексные пробы, а именно развитие культурно-гигиенических навыков: умение правильно мыть руки, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, завязать узел, бант.

Во втором блоке выявляли синхронность выполнения и переключаемость движений, а так же точность выполнения с использованием игровых упражнений без речевого сопровождения.

В третьем блоке использовали дидактические игры для выявления развития скоординированности, гибкости, синхронности выполнения движений и удержание позы.

Для обследования мелкой моторики рук у детей старшего возраста с задержкой психического развития в каждом из этих блоков были использованы специальные тесты, состоящие из ряда заданий. Качество выполнения заданий оценивалось по десятибалльной системе. Уровень развития каждого ребёнка определялся исходя из суммы баллов, полученных им в ходе выполнения теста.

Для характеристики уровня развития детей были использованы следующие понятия, занесенные в таблицу №2.

Таблица 2

Таблица соответствия баллов и уровней развития детей

Уровень развития

Показатель уровня

Средний балл

Высокий

I

8,1 - 10

Средний

II

4,1 - 8

Низкий

III

1 - 4

I Блок. Основным методом выявления уровня развития культурно-гигиенических навыков является наблюдение за детьми в процессе различных режимных моментов.

В этом блоке обследования основным показателем развития мелкой моторики рук у детей является уровень сформированности навыков самообслуживания. Наблюдали за детьми в процессе умывания (умеют ли правильно мыть руки - здесь было обращено внимание на сформированность, точность движений, умение пользоваться мылом и полотенцем), приёма пищи (здесь обращали внимание, как дети держат ложку, сам процесс приёма пищи); одевание на прогулку и после дневного сна (умеют ли самостоятельно одеваться, расстёгивать и застёгивать пуговицы, пристёгивать кнопки, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты).

В результате наблюдения за самостоятельными действиями детей были получены следующие данные:

- Дима умеет правильно мыть руки, но старается это выполнить быстро, поэтому не достаточно хорошо смывает мыло с рук и не следит за своим внешним видом. После прогулки не умылся; берёт ложку в кулак, при напоминании исправляет ошибку; бокал держит по своему, четырьмя пальцами (большим, средним, безымянным и мизинцем) держит ручку бокала, а указательный опускает в бокал и так пьёт. С не сразу смог взять мелкую пуговицу пальцами, она у него постоянно выскакивала из рук; умеет с помощью взрослого завязать бант.

- Мурат, не достаточно хорошо пользуется полотенцем: вытирает руки и лицо, скомкав полотенце. Ложку держит правильно, но руки лежат на столе, "обняв тарелку". Испытывает трудности при шнуровании ботинок и завязывании бантов, но пытается выполнить данную работу сам.

- Серёжа испытывал трудности во время умывания, он не может удержать мыло в руках, полотенце не снимает с крючка, а просто проводит по нему руками, во время приема пищи, ложку держит в кулаке, трудно ему даются: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание узлов и совсем не умеет завязывать бант.

- У Саши культурно-гигиенические навыки развиты слабо, так как, он проживает в частном доме без удобств и данной проблеме дома мало уделяется внимания, плохо намыливает руки, не правильно пользуется полотенцем. Пытается завязать бант, хорошо застёгивает и расстёгивает пуговицы.

- Лиза выполняет все действия, но движения её хаотичны, много отвлекается, поэтому все гигиенические процессы у девочки затруднены, за счет лишних движений, она не умела сконцентрировать внимание на одном действии, всё выполняла замедленно. При завязывании узла правильно брала шнурки, но затем стала закручивать один шнурок вокруг другого.

Полученные качественные характеристики были переведены в бальные оценки и занесены в таблицу № 3.

Таблица 3

Таблица изучения развития культурно-гигиенических навыков у детей с задержкой психического развития.

Названия упражнений

Фамилия, имя ребёнка

Дима Д.

Мурат Х

Серёжа М.

Саша К.

Лиза В.

1. Мыть руки и правильно пользоваться полотенцем

7

6

5

6

7

2. Правильно держать ложку

5

7

5

9

8

3. Застегнуть мелкую пуговицу

6

7

4

9

7

4. Застегнуть крупную

пуговицу

8

8

4

9

7

5. Зашнуровать ботинки

6

5

3

7

5

6. Завязать узел

7

6

3

8

5

7. Завязать бант

7

5

0

6

4

Средний балл

6,5

6,4

3,4

7,7

6

Уровень развития ребёнка

средний

средний

Низкий

средний

средний

Выводы: можно отметить, что уровень сформированности навыков самообслуживания у 80% детей развит на среднем уровне, а у 20% на низком.

Культурно-гигиенические навыки являются основным показателем развития мелкой моторики рук, овладение данными навыками находится в прямой зависимости от воспитательной работы.

Это относится не только к педагогическому воздействию со стороны дошкольного учреждения, но также и к тому, какое внимание уделяется данной проблеме родителями.

II Блок. Для проверки развития динамической организации и переключаемости движений, точности выполнения упражнений, удержания позы была использована диагностика Г.Г. Голубевой - пальчиковая гимнастика без предметов.

При выполнении данных упражнений следили, чтобы ребёнок правильно сидел: локти ребёнка всё время лежали на поверхности стола, спина была прямой, а ноги стояли на твёрдой опоре.

В процессе данной диагностики используются следующие упражнения:

"Блины". Положить кисти рук ладонями вниз, одновременно поворачивая их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.

"Кошечка". Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, а затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола, и затем ладонь кладется на стол.

"Шалтай-Болтай". Положить правую кисть ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.

"Пальчики-драчуны". Поставить локти на стол. Постукивать поочерёдно, начиная с большого пальца, пальцами друг о друга.

"Зайчик". Локти стоят на столе, пальцы сжаты в кулак, указательный и средний вытянуты. Удерживать позу в течении 15 секунд.

Выполнение заданий происходило по образцу. Изучение развития динамической координации движений и скоординированности мелкой моторики рук были занесены в таблицу № 4.

Таблица 4

Таблица изучения развития динамической организации движений и точности, синхронности выполнения упражнений у детей с задержкой психического развития.

Названия упражнений и балл

Фамилия, имя ребёнка

Дима Д

Мурат Х.

Серёжа М

Саша К

Лиза В

"Блины"

Не отрывал руки от стола, но выполнял

хорошо

Растопыривал пальцы, выполнял неуклюже.

Поворачивал только правую руку.

С выполнением справился, но долго приступал к заданию.

Высоко поднимала руки и сильно ударяла по столу

6

6

3

8

7

"Кошечка"

Также не отрывал кисти рук от стола, руки сильно напряжены.

Кисти рук разжимал, но пальцы не разводил.

Сжимал и разжимал поочерёдно вначале левую, а затем правую руку, пальцы расслаблены не выпрямляются.

Рекомендуем!

Источник: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635a3...


Стоимость лицензии на мануальную терапию