Больше всего просмотрели

после курения поднялся сахар
Фотографии позвоночника человека в высоком качестве..
Читать дальше

План урока для слабовидящих по развитию зрения


может ли родиться ребенок с сахарным диабетом

Наименование проекта: Развитие тифлоинформационного пространства в МБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей

 

Срок реализации проекта 2 года

 

Цель проекта

Модернизация тифлоинформационного пространства школы как условие успешного освоения образовательных программ, социализации и интеграции детей-инвалидов.

Задачи проекта

1. Содействовать внедрению инновационных технологий коррекционного обучения и социально-трудовой реабилитации учащихся.

2. Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогических и административных кадров, в том числе по освоению информационно-коммуникационных технологий.

3. Создать автоматизированные рабочие места детей-инвалидов с нарушением зрения.

4. Способствовать развитию информационно-коммуникационной компетентности обучающихся.

5. Расширить сферу  взаимодействия с родительской общественностью и заинтересованными организациями.

 

Основной идеей проекта является расширение возможностей для комплексной реабилитации детей-инвалидов со зрительной депривацией.

 

      Проект разработан  в соответствии  с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р,Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Конвенцией о правах инвалидов.

       Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 годапредполагает для детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечениедоступности качественного образования и успешную социализацию.

Обеспечение ребенка с нарушением зрения специальной коррекционной помощью позволяет решать проблемы социальной адаптации, успешно включать в социум, определять жизненные позиции и цели и успешно интегрировать в общество.

      Согласно Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в соответствии с образовательными стандартами.

        Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика, частичная, а тем более полнаяутрата зрения влечет за собой серьезные, а порой ничем невозместимыепотери в области чувственного познания: значительно или полностью выпадают зрительные ощущения и представления, сокращаются возможности формирования образов, фантазии, пространственного воображения. Для детей с нарушением зрения обостряется и проблема информационного обмена, поскольку для полноценного учебного процесса учащийся должен иметь оперативный доступ к учебной литературе.

         Современная коррекционно-развивающая среда не мыслима без специальных пособий и технических средств обучения,в то же время особенностью образовательного процесса в современной школе является его широкая информатизация. Взаимное действие этих двух факторов, направленное на реализацию целей обучения, коррекции и компенсации первичных и вторичных отклонение в развитии детей с нарушениями зрения, является особенно эффективным.

          Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать компьютер и  как средство обучения, и как ступень в допрофессиональной подготовке учащихся. Внедрение информационных технологий на уроке и коррекционных занятиях рассматривается как способ постижения мира ребенком, как источник дополнительной информации об окружающем мире, как способ самоорганизации и самообразования педагога и учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности инвалида.

          Возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий по развитиютифлоинформационного пространства в нашем коррекционном образовательном учреждении. Считаем, что данный проект позволит расширить тифлоинформационное пространство школы-интерната путем внедрения в учебную деятельность детей со зрительной депривацией информационных технологий, адаптированных для работы детей-инвалидов по зрению, и технических средств обучения и реабилитации обучающихся с нарушением зрения.               

 

                                

Ожидаемые результаты и эффекты проекта

 

1. Достижение высокого уровня оснащенности специализированных кабинетов (кабинет информатики, кабинет тифлопедагога) компьютерной техникой, программным обеспечением и тифлооборудованием;

2.Активное внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, обогащение практики педагогической коррекционно-развивающей работы;

3.Повышение уровня сформированности академических компетенций и необходимых жизненных навыков у учащихся с нарушением зрения.

4.Создание пакета методических материалов по планированию и моделированию коррекционно-развивающих занятий для каждой ступени образования.

5.Разработка рекомендаций для учителей и воспитателей  по проведению коррекционно-развивающей работы.

6. Формирование пакета информационно-методических материалов для родителей.  

7. Повышение профессиональной компетентности педагогических и административных кадров, в том числе по освоению информационно-коммуникационных технологий.

8. Развитие информационно-коммуникационной компетентности обучающихся.

9. Информационно-педагогическая поддержка родительской общественности.

10. Повышение уровня  развития и социальной адаптации учащихся.

11. Плавная, безболезненная интеграция инвалидов по зрению в социум, обеспечивающая конкурентоспособность инвалидов по зрению на рынке труда и  при поступлении  в высшие и средние специальные учебные заведения. 

 

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта

 

Наименование показателей оценки результативности

Единицы измерения

Базовое значение

Планируемое значение

2013

2014

Оснащенность  кабинета информатики специализированной компьютерной техникой, программным обеспечением

%

80

90

100

Оснащенность кабинета тифлопедагога специализированной компьютерной техникой, программным обеспечением

%

70

85

100

Оснащенностькабинета тифлопедагога тифлооборудованием

%

80

90

100

Уровень развития и социальной адаптации учащихся по

данным психолого-педагогических наблюдений

%

75

85

не менее

95

Использование ИКТ  в образовательно-коррекционном процессе

%

60

75

не менее

90

Количество педагогических работников, владеющих ИКТ

%

70

80

90

Количество педагогических и административных работников, повысивших квалификацию

чел.

25

не менее

10

не менее

10

Количество учащихся  5-х-6-х классов, использующих рельефно-точечный шрифт Брайля, которые обучены основам компьютерной грамотности на внеурочных занятиях коррекционной части учебного плана

чел.

6

не менее

5

не менее

5

Количество выпускников, выбирающих государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ

%

75

не менее

75

не менее

90

Количество выпускников, поступивших  в высшие учебные заведения

%

75

не менее

75

не менее

90

Количество проведенных семинаров,  мастер-классов, печатных публикаций

шт.

4

1

2

Количество родителей,  получивших консультативную помощь по психолого-педагогическим проблемам

%

50

не менее

70

не менее

85

Количество родителей,  получивших консультативную помощь по вопросам применения компьютерных тифлотехнологий

%

20

не менее

30

не менее

50

 

 

Описание основных мероприятий проекта

 

        Начало 21 века отмечено как время быстрого прогресса в создании и развитии технических средств, являющихся носителями информации.

        30 лет назад тифлопедагогическая литература представляла отдельный опыт творческой работы учителей по использованию грамзаписей на уроках и во внеурочное время в школах для слепых и слабовидящих детей, и, как о перспективе, говорилось о первых опытах создания «читающих машин».

         Современное поколение учащихся с нарушением зрения знакомо с механизмом чтения плоскопечатной литературы с помощью компьютерной техники.  Еще вчера основным источником информации для незрячего являлась книга, напечатанная рельефно-точечным шрифтом, что ограничивало возможность получения  интересующей информации, а сегодня ресурсы сети Интернет позволяют оперировать самой широкой информацией.

        Такой бурный технический прогресс позволяет говорить не об отдельных тифлотехнических средствах компенсации, а о целостной системе, образующей тифлоинформационное образовательное пространство.

 

Этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты реализации проекта

  

Этапы

Содержание и методы деятельности

Прогнозируемые результаты

1 этап:

февраль 2013г – июнь 2013г – аналитический

 

Цель

Оценка ресурсной базы проекта

Задачи

1.   Проанализировать материально-технические условия образовательного учреждения.

2.   Составить перечень необходимого оборудования для дооснащения специализированных кабинетов.

3.   Составить перечень необходимого современногопрограммного обеспечения.

4.   Выявить потребности  в повышении профессиональной компетентности педагогических и административных кадров.

5.   Запланировать необходимые мероприятия по повышению квалификации педагогов.

Методы

1.Анализ документации.

2.Анализ условий.

3.Сбор данных.

4.Анкетирование.

5.Тестирование.

6.Выбор приоритетов.

7.Создание ситуаций.

1.Выявление проблем  и потребностей  по материально-техническому обеспечению специализированных кабинетов.

2.Наличие перечня  необходимого оборудования для дооснащения специализированных кабинетов.

3.Наличие перечня необходимого современногопрограммного обеспечения.

 

4. Планирование курсовой подготовки педагогических и административных кадров.

 

2 этап:июль2013г.- май 2014г.- практический

 

Цель

Модернизировать тифлоинформационное пространство образовательного учреждения

Задачи

1.   Создать автоматизированные рабочие места для обучающихся в кабинете тифлопедагога.

2.   Создать информационно-цифровой комплекс для работы слепых и слабовидящих учащихся в кабинете информатики.

3.   Содействовать внедрению в работу педагогов цифровыхучебно-методических комплексов.

4.   Содействовать использованию информационно-коммуникационных технологий  в образовательном процессе.

5.   Расширить возможности для взаимодействия с родительской общественностью.

6.   Провести  первичный мониторинг учебных достижений учащихся.

7.   Провести  первичную оценку уровня  развития и социальной адаптации учащихся.

8.   Выявить проблемы, препятствующие  расширению сферы взаимодействия с родительской общественностью.

Методы

1.Анализ документации.

2.Анализ условий.

3.Сбор данных.

4.Анкетирование.

5.Тестирование.

6.Выбор приоритетов.

7.Создание ситуаций.

8.Беседа.

9.Собеседование.

10.Выборочное наблюдение.

11.Сплочённое наблюдение.

12.Изучение результатов деятельности педагогов.

13.Опрос родителей.

14.Контрольные срезы.

15.Посещение учебных занятий.

16.Изучение результатов творческой деятельности педагогов.

17.Изучение результатов творческой деятельности обучающихся.

1.  Наличие автоматизированных рабочих мест в кабинете тифлопедагога.

2.  Наличие  информационно-цифрового комплекса в кабинете информатики, адаптированного для работы незрячих детей.

3.  Результаты мониторинга учебных достижений.

4.  Составление  индивидуальных карт развития и социальной адаптации учащихся по итогам первичной оценки.

5.  Освещение результатов внедрения в средствах массовой информации, в сети Интернет.

6.  Расширение сферы взаимодействия с родительской общественностью.

 

3 этап:

июнь 2014г – декабрь 2014г - обобщающий

 

Цель

Обобщить опыт работы по созданию

условий для успешного освоения образовательных программ,  социализации и интеграции детей-инвалидов.

Задачи

1.   Провести повторный мониторинг учебных достижений учащихся.

2.   Провести  повторную оценку уровня  развития и социальной адаптации учащихся.

3.   Обобщить результаты работы по реализации проекта.

4.   Представить результаты работы на обсуждение родительской и педагогической общественности.

5.   Разработать методические рекомендации по использованию специализированного компьютерного и мультимедийного оборудования на уроках и внеклассных мероприятиях с обучающимися, имеющими сложные нарушения зрения.

6.   Разработать методические рекомендации по использованию ИКТ на коррекционно-развивающих занятиях.

7.   Содействовать расширению сферы взаимодействия с родительской общественностью

Методы

1.Анализ документации.

2.Анализ условий.

3.Сбор данных.

4.Анкетирование.

5.Тестирование.

8.Беседа.

9.Собеседование.

10.Выборочное наблюдение.

11.Сплочённое наблюдение.

12.Изучение результатов деятельности педагогов.

13.Опрос родителей.

14.Контрольные срезы.

15.Посещение учебных занятий.

16.Изучение результатов творческой деятельности педагогов.

17.Изучение результатов творческой деятельности обучающихся.

1.  Положительная динамика  качества обученности.

2.  Положительная динамика  формирования жизненных компетенций у учащихся с нарушением зрения.

 

3.  Обобщение и ретрансляция опыта образовательного учреждения  по развитию  и  использованию тифло-информационного пространства на муниципальном,региональном и федеральном уровнях.

4.  Создание  банка методических разработок по применению информационно-коммуникационных технологий в образовательном и коррекционно-развивающем процессе.

5.  Подготовка публикаций по теме проекта.

6.  Освещение результатов реализации проекта в средствах массовой информации, в сети Интернет.

7.  Информационно-педагогическая поддержка родительской общественности.

 

 

Необходимые условия организации работ

 

 

В настоящий момент школа-интернат располагает следующим оборудованием для осуществления проекта:

 

№ п/п

Наименование оборудования

Количество

1.

Персональные компьютеры, из них:

22

 

- используются в административных целях

6

- используются в образовательном процессе

16

2.

Мультимедиа-проекторы

6

3.

Интерактивные доски

4

4.

Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом

2

5.

Электронная лупа (видеоувеличитель)

5

6.

Брайлевский дисплей

3

7.

Термопечь для рельефообразующей бумаги

1

 

 

        В школе-интернате функционирует компьютерный класс, оснащенный 9 персональными компьютерами, работающими в единой вычислительно-локальной сети с широкополосным доступом к сети Интернет. Компьютерный класс школы-интерната не оборудован инструментом для записи, отображения и анализа информации большого формата.

        Среднее количество учащихся на один персональный компьютер, использующийся в образовательном процессе, составляет 7,43, что недостаточно для осуществления индивидуального подхода к учащимся с нарушением зрения при личностно-ориентированном обучении.

         Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребенка об окружающем мире. В своей практической деятельности дети опираются на дефектное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. При этом страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности. Слабовидящий ребенок видит только то, что ему показывают, на что обращают внимание, за чем целенаправленно наблюдают. Современные компьютерные технологии позволяют сделать доступными для знакомства и познания предметы и явления окружающего мира, реализуют принцип компетентностно-деятельностного подхода в обучении. 

         Квалифицированное использование современных компьютерных тифлотехнологий открывает для учащихся с нарушением зрения новые возможности: доступ к информации на электронных носителях, доступ к плоскопечатным текстам, преобразование электронной информации в доступную форму (выполненную рельефно-точечным шрифтом), самостоятельная подготовка различных документов (текстовых, презентаций, электронных таблиц), возможность использования информационно-поисковых систем.

         Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс отражается на реализации принципа наглядности. Использование системы мультимедиа в обучении и воспитании учащихся с нарушением зрения предоставляет широчайшие возможности в реализации образовательных задач за счет одновременного использования нескольких сред: компьютерной графики, анимации, видео, звукового сопровождения.

      

        Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс отражается на реализации принципа наглядности. Использование системы мультимедиа в обучении и воспитании учащихся с нарушением зрения предоставляет широчайшие возможности в реализации образовательных задач за счет одновременного использования нескольких сред: компьютерной графики, анимации, видео, звукового сопровождения. Наличие определенного количества переносных портативных компьютеров (ноутбуков) позволит, в свою очередь, проводить не только уроки информатики, где предполагается использование персональных компьютеров, но и уроки по другим предметам, мероприятия по внеклассной деятельности, путем перемещения  ноутбуков в конкретный кабинет школы.

       В целях создания тифлоинформационного пространства необходимо дооснастить кабинет информатики современным компьютерным оборудованием. Не менее необходимым для решения вопросов, связанных как с реабилитацией и социальной адаптацией, так и с целью компенсации пониженной способности зрительного восприятия слабовидящих, является приобретение современного мультимедийного проектора и интерактивной доски для кабинета информатики.

         Перечень необходимого оборудования для модернизации кабинета информатики:

 

№ п/п

Наименование

Количество

1.

Персональный компьютер ноутбук для организации рабочего или учебного места инвалида по зрению

6

2.

Интерактивная доскаStarBoard FX-TRIO-88W

1

3.

Ультракороткофокусный проекторHitachiED-A101

1

 

 

          Современные исследования выявили проблему не только использования, но и целенаправленного развития остаточного зрения детей с целью получения более полной информации об окружающем мире. Развитие зрительного восприятия слепых детей с остаточным зрением и слабовидящих является актуальной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики. 

           Компьютер выступает как элемент коррекционно-развивающей предметной среды. АРМ тифлопедагога (электронный видеоувеличитель MultiView и компьютер для организации рабочего или учебного места инвалида по зрению) позволит использовать на занятиях развивающие компьютерные программы из цикла «Мир за твоим окном», разработанные Институтом коррекционной педагогики: «Лента времени», «Городской двор»; программы, разработанные Центром «Реабилитация»: видео-тренинги для снятия зрительного напряжения, FLOWER-2, FLOWER-3. Использование данных программ помогает выявить проблемы ребенка с нарушенным зрением в познании окружающего мира и эффективно решать задачи развития зрительного восприятия и развития речи.

 

       

Перечень необходимого оборудования для кабинета тифлопедагога:

  

№ п/п

Наименование

Количество

1.

Электронный видеоувеличительMultiView

2

2.

Персональный компьютер для организации рабочего или учебного места инвалида по зрению

2

 

 

Школа-интернат располагает следующим специализированным программным обеспечением:

 

№ п/п

Наименование ПО

Количество

лицензий

1.

Программа экранного доступа JAWSforWINDOWS с синтезом речи на русском и английском языках

9

2.

Пакет программ для трансляции текста в шрифт Брайля TigerSoftwareSuite

1

3.

Программа для трансляции текста в шрифт Брайля и печати по Брайлю WinBraille

Свободно распространяемое ПО

 

        Необходимо дооснастить кабинеты информатики и  тифлопедагога специализированным программным обеспечением, в частности, программой экранного доступа.

 

№ п/п

Наименование ПО

Количество

лицензий

1.

Программа экранного доступа JAWS for WINDOWS

8

 

      Школа-интернат располагает высококвалифицированными педагогическими кадрами:

 

Категория

Количество педагогов, %

Высшая

21 %

Первая

21 %

Вторая

10 %

Педагоги, имеющие ученую степень

2%

 

 

         Педагоги школы-интерната регулярно повышают свой профессиональный уровень. В 2011-2012 учебном году 25 педагогических работников школы-интерната прошли обучение по 17 программам курсовой подготовки:

 

 

Направление курсовой подготовки

Количество программ

Количество слушателей

Процент от числа обученных

Подготовка к введению ФГОС начального общего образования

4

7

29,2%

Здоровьесбережение, воспитание, обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

6

6

25%

Развитие предметной компетенции педагогов

4

4

16,6%

Формирование и развитие информационно-коммуникационной компетенции педагогов

3

8

32,0%

 

 

         Уровень  компетентности педагогических кадров является достаточным для осуществления мероприятий проекта. Однако существует  риск ухода опытных  возрастных педагогических кадров. Повышение квалификации и переподготовки педагогов продолжает быть актуальной.

          Планируемое количество педагогов, направляемых на курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку:

 

Направления подготовки и переподготовки

Планируемое количество педагогов

Особенности обучения и воспитания детей

с нарушением зрения

5

Формирование ИКТ-компетенции педагогов

5

Специальная коррекционная психология

1

 

 

 

Школа имеет опыт  публикаций в печатных изданиях:

1.     Шведова Н.П. «Проблемы социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения». Материалы международной научно-практической конференции. Архангельск, 2007г.

2.     Шведова Н.П. «Особенности использования рельефно-графических изображений как средства наглядности в школах для детей с нарушением зрения». Материалы II Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии, 2007г.

3.     Шведова Н.П. «Особенности использования рельефно-графических изображений как средства наглядности в школах для детей с нарушением зрения». «Дефектология», 2008г., №3.

4.     Шведова Н.П. «Из опыта работы по построению индивидуального образовательного маршрута для ребенка со сложной структурой дефекта». Материалы III Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии, 2010г.

5.     Шведова Н.П. «Из опыта работы по построению индивидуального образовательного маршрута для ребенка со сложной структурой дефекта». «Школьный вестник»,2010г., №3.

       Школа имеет опыт организации мастер-классов, семинаров как для педагогических работников школы-интерната, так и для педагогов других общеобразовательных учреждений, заинтересованных организаций:

1.     Семинар для студентов РГСУ, факультет «Специальная психология» на тему: «Статус учебного заведения. Специфика работы специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения», 2009 г.

2.     Семинар для директоров специальных (коррекционных) образовательных учреждений Московской области «Система коррекционной учебно-воспитательной работы в школе-интернате для детей с нарушениями зрения», 2011 г.

3.     Семинар для педагогических работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений Московской области «Система работы над творческим развитием детей в МБОУ СКОШИ для слепых и слабовидящих детей», 2012 г.

4.     Площадка для стажировки слушателей курсов повышения квалификации  по внедрению программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ОВЗ, 2012 г. (федеральный уровень).

        С целью повышения профессиональной компетентности педагогов школы-интерната и педагогов других образовательных учреждений планируется провести семинары и мастер-классы по использованию инновационных технологий в образовательно-коррекционном процессе:

        - семинар для специалистов-дефектологов региона при содействии Центра психолого-медико-социального сопровождения Московской области по использованию современных компьютерных технологий в целях коррекции и компенсации недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

        - семинар для педагогических работников «Инновационная деятельность в специальном коррекционном образовании».

Опыт работы школы-интерната по созданию тифлоинформационного пространства планируется представить в виде публикаций в печатных изданиях (журнал «Дефектология», журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»), на профессиональных сайтах.

         На сайте школы будет создана страница, посвященная реализации данного проекта, и персональные страницы участников инновационной деятельности и авторов наиболее интересных разработок уроков, коррекционных занятий и внеклассных мероприятий с использованием компьютерной техники и тифлооборудования.

 

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

        Контроль над реализацией проекта направлен на изучение результативности и эффективности мероприятий проекта и выполняет несколько функций:

1.     Проверочную – проверка достижения  показателей результативности и эффективности проекта, соответствие показателей планируемым значениям.

2.     Информационную – сбор, обработка информации о состоянии целевых групп проекта (учащихся, педагогов, родителей).

3.     Диагностическую – выявление основных тенденций в состоянии целевых групп, рисков, скрытых резервов.

        Целью контроля является систематическое получение и переработка информации о выполнении намеченных действий. В соответствии с критериями и показателями эффективности проекта основными объектами контроля при осуществлении деятельности в рамках проекта являются:

1.     Материально-техническая база проекта и ее соответствие планируемым значениям оснащенности компьютерным и тифлооборудованием.

2.     Степень использования инновационных технологий, в том числе информационно-коммуникационных,  и современного оборудования в образовательном и коррекционно-развивающем процессе.

3.     Состояние кадрового ресурса.

4.     Уровень развития и социальной адаптации учащихся.

5.     Уровень учебных достижений учащихся.

6.     Состояние информационно-методической базы проекта.

        Контроль состояния материально-технической базы осуществляется посредством:

-       инвентаризации компьютерной техники,

-       инвентаризации тифлооборудования,

-       инвентаризации специализированного программного обеспечения, осуществляемой руководителем проекта и специалистом, отвечающим за техническое сопровождение проекта.

        Степень использования компьютерного и тифлооборудования оценивается путем:

-       целевого наблюдения за использованием оборудования учащимися и педагогами с ведением хронометража и составлением отчета по итогам наблюдений;

-       изучения документации (планы-конспекты уроков, коррекционно-развивающих занятий);

-       собеседования с педагогами;

-       анкетирования учащихся;

-       опроса родителей.

         Контроль состояния кадрового ресурса  в процессе реализации проекта:

-       собеседование с педагогами;

-       анкетирование педагогов с целью выявления потребностей в повышении  профессиональной компетентности;

-       статистический отчет о состоянии системы повышения квалификации в школе-интернате в период реализации проекта;

-       посещение учебных и коррекционно-развивающих занятий;

-       мониторинг внедрения цифровых УМК в учебный процесс.

        Оценка уровня развития и социальной адаптации учащихся:

-       составление индивидуальных карт развития, в которых отражается общее физическое состояние, уровень развития мелкой моторики, речевое развитие, темповые характеристики ребенка, особенности поведения и общения, уровень развития социально-бытовых навыков и навыков пространственной ориентировки.

-       Определение условного уровня развития и социальной адаптации ребенка в процентном выражении, где 100% - показатель нормы развития.

-       анкетирование учащихся;

-       беседы с учащимися;

-       анкетирование родителей.

         Уровень учебных и внеучебных достижений учащихся:

-       мониторинг в рамках внутришкольного контроля включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности учащихся и осуществляется на основании как промежуточных, так и конечных результатов обучения (процент и результативность участия выпускников в ЕГЭ по общеобразовательным предметам, количество учащихся поступивших в ВУЗы).

-       внешний мониторинг проводится по материалам диагностических работ, административных контрольных работ по итогам полугодий, контрольных работ по материалам системы СтатГрад. Внешний мониторинг подразумевает также анализ результативности участия учащихся в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях.

        Состояние информационно-методической базы проекта:

-       статистический отчет о количестве публикаций в печатных изданиях и на профессиональных сайтах;

-       отчет о проведении консультаций, семинаров, мастер-классов, открытых занятий;

-       отчёт о работе школьных методических объединений, Методического совета;

-       отчет о количестве выступлений на конференциях, педагогических чтениях, семинарах.

        Достоверность полученных результатов обеспечивается использованием комплексного подхода к изучению и контролю промежуточных и итоговых результатов проекта.

 

 

Календарный план реализации проекта  

 

№п/п

Этап

 проекта

Мероприятие

проекта

Сроки или период (в мес.)

Ожидаемые

результаты

1.

Аналити-ческий

1.  Анализ материально-технических условий образовательного учреждения.

2.  Составление перечня необходимого оборудования для дооснащения специализированных кабинетов.

3.  Составление перечня необходимого современногопрограммного обеспечения.

4.  Выявление потребностей  в повышении профессиональной компетентности педагогических и административных кадров.

5.  Планирование необходимых мероприятий по повышению квалификации педагогов.

февраль

2013г. – июнь 2013г.

1.     Выявление проблем  и потребностей  по материально-техническому обеспечению специализированных кабинетов.

2.     Наличие перечня  необходимого оборудования для дооснащения специализированных кабинетов.

3.     Наличие перечня необходимого современногопрограммного обеспечения.

4.     Планирование  курсовой подготовки педагогических и административных кадров.

 

2.

Практи-ческий

1.  Создание автоматизированных рабочих мест для обучающихся в кабинете тифлопедагога.

2.  Создание информационно-цифрового комплекса для работы слепых и слабовидящих учащихся в кабинете информатики.

3.  Внедрение информационно-коммуникационных технологий  в образовательный процесс.

4.  Первичный мониторинг учебных достижений учащихся.

5.  Первичная оценка уровня  развития и социальной адаптации учащихся.

6.  Организация курсовой подготовки и профессиональной переподготовки педагогов

7.  Проведение семинара для специалистов-дефектологов региона.

8.  Сбор и анализ отзывов  родителей о работе коррекционного учреждения.

9.  Анкетирование учащихся с целью определения эффективности использования инновационных технологий в учебной и внеучебной деятельности.

10.            Посещение учебных занятий, изучение результатов творческой деятельности педагогов.

Июль

2013г.- май 2014г.

1.     Наличие автоматизированных рабочих мест в кабинете тифлопедагога.

2.     Наличие  информационно-цифрового комплекса в кабинете информатики, адаптированного для работы незрячих детей.

3.     Результаты мониторинга учебных достижений.

4.     Составление  индивидуальных карт развития и социальной адаптации учащихся по итогам первичной оценки.

5.     Освещение результатов внедрения в средствах массовой информации, в сети Интернет.

6.     Расширение сферы взаимодействия с родительской общественностью.

 

3.

Обобща-ющий

1.  Повторный мониторинг учебных достижений учащихся.

2.  Повторная оценка уровня  развития и социальной адаптации учащихся.

3.  Итоговый сбор данных обо всех объектах контроля.

4.  Обобщение результаты работы по реализации проекта.

5.  Представление результаты работы на обсуждение родительской и педагогической общественности.

6.  Разработка методических рекомендаций по использованию специализированного компьютерного и мультимедийного оборудования на уроках и внеклассных мероприятиях с обучающимися, имеющими сложные нарушения зрения.

7.  Разработка методических рекомендаций по использованию ИКТ на коррекционно-развивающих занятиях.

июнь 2014г. – декабрь 2014г.

1.  Положительная динамика  качества обученности.

2.  Положительная динамика  формирования жизненных компетенций у учащихся с нарушением зрения.

3.  Обобщение и ретрансляция опыта образовательного учреждения  по развитию  и  использованию тифло-информационного пространства на муниципальном,региональном и федеральном уровнях.

4.  Создание  банка методических разработок по применению информационно-коммуникационных технологий в образовательном и коррекционно-развивающем процессе.

5.  Подготовка публикаций по теме проекта.

6.  Освещение результатов реализации проекта в средствах массовой информации, в сети Интернет.

7.  Информационно-педагогическая поддержка родительской общественности.

 

 

Кадровое обеспечение проекта

 

 

п/п

Ф.И.О. сотрудника

Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии)

Функционал специалиста

в проекте организации-заявителя

1.

Морозова Татьяна Валерьевна

Директор,

высшее

Руководство

2.

Андреева Марина Александровна

Заместитель директора по УВР, высшее, кандидат химических наук

Методическое сопровождение проекта

3.

Шведова Наталья Петровна

Учитель-дефектолог, высшее

Методическое сопровождение проекта

4.

Дремин

Павел Евгеньевич

Учитель информатики

Участник рабочей группы по реализации проекта

5.

Омельченко Екатерина Сергеевна

Учитель русского языка и литературы

Участник рабочей группы по реализации проекта

6.

Макеева

Нина Васильевна

Учитель математики

Участник рабочей группы по реализации проекта

7.

Щукин Михаил Александрович

Ведущий электроник

Техническое сопровождение проекта

 

 

Нормативное правовое обеспечение проекта

  

п/п

Наименование нормативного правового акта

 (прилагается в электронном виде к заявке)

Основные положения

1.

Конституция Российской Федерации

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

2.

Закон РФ «Об образовании»

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

3.

Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

Статья 19. Образование инвалидов

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

4.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Школа будущего

Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

5.

План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 сентября2010 г. N 1507-р)

11. Развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной и этнокультурной составляющей, обеспечивающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

16. Обеспечение подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов.

6.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

III. Развитие человеческого потенциала.

4. Развитие образования.

Вторая задача – модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе:

создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

7.

Конвенция о правах инвалидов

Статья 24

Образование

1. Государства-участники признают право инвалидов на образование.

2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:

d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения.

8.

Приказ Городского комитета образования Администрации города Королёва Московской области от 11.03.2013 №236а «О выдвижении образовательных учреждений на участие в областном конкурсе образовательных учреждений муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области»

1. Нормативно-правовая база.

2. Список образовательных учреждений, выдвигаемых для участия в областном конкурсе на присвоение статуса Региональной инновационной площадки.

3. Перечень документов, предоставляемых в региональную конкурсную комиссию.

9.

Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей

1.   Предмет, цели и виды деятельности школы, типы и виды реализуемых образовательных программ.

2.   Основные характеристики организации образовательного процесса.

3.   Участники образовательного процесса, правила приема, порядок и основания отчисления обучающихся.

4.   Организация деятельности и управление школой, сведения о структуре школы.

5.   Имущество и финансовое обеспечение школы.

6.   Охрана труда и обеспечение безопасных условий труда.

7.   Порядок изменения устава школы и локальные акты школы.

8.   Реорганизация и ликвидация школы.

10.

Положение об инновационной деятельности

в МБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей

 

 

1.   Цели и задачи инновационной деятельности в МБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей.

2.   Принципы инновационной деятельности.

3.   Основные  направления инновационной и экспериментальной деятельности.

4.   Органы проведения инновационной и экспериментальной деятельности.

 

 

Финансовое обеспечение проекта

 

 

 

п/п

Направления

Год

Источники финансирования

Объемы финансирования

(тыс.рублей)

1.

Модернизация кабинета информатики

2013

бюджетные

25

2.

Модернизация кабинета тифлопедагога

2013

внебюджетные

40

3.

Модернизация кабинета информатики

2014

внебюджетные

100

4.

Модернизация кабинета тифлопедагога

2014

внебюджетные

50

Итого:

215

 

 

Основные риски проекта

 

п/п

Основные риски проекта

Пути их минимизации

1.

Риск ухода опытных педагогических кадров вследствие высокого возрастного уровня

Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки

2.

Недостаток бюджетных средств для обеспечения развития материально-технической базы школы

Привлечение  внебюджетных средств

3.

Отсутствие у родителей  обучающихся условий для использования современных возможностей интернет-ресурсов

Оказание родителям обучающихся консультативной помощи и информационной поддержки.

Создание условий для участия обучающихся  в муниципальных, региональных, федеральных конкурса и соревнованиях. Выдвижение обучающихся на присуждение именных стипендий муниципального и регионального уровней

 

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику

 

 

1.  Оперативная диссеминация опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

2.  Публикации в печатных изданиях.

3.  Размещение публикаций  на сайте школы-интерната и различных профессиональных сайтах.

4.  Представление опыта работы педагогов школы-интерната по данному направлению на педагогических чтениях, конференциях, посвященных вопросам образования, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне, на городских методических объединениях, на круглых столах, днях открытых дверей.

5.  Организация консультаций по запросам родительской и педагогической общественности по особенностям работы с детьми с нарушениями зрения.

6.  Сетевое взаимодействие с Институтом коррекционной педагогики РАО в работе по развитиютифлоинформационной среды образовательного учреждения.

 

Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения

 

        По данным МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца на октябрь 2012 года общее количество граждан, имеющих инвалидность по зрению, составляет около 220 тыс.человек. Ежегодно инвалидами по зрению становятся 45 тыс. жителей России. Таким образом, результаты проекта после окончания его реализации остаются востребованными вследствие сохранения контингента.

        Методические разработки, выполненные практиками в рамках проекта и представленные в виде публикаций в печатных изданиях и на сайте школы-интерната, будут представлять интерес для научных работников профильных организаций, в том числе организующих повышение квалификации, для специалистов учреждений дошкольного, начального, общего и среднего (полного) образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

         Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» декларирует государственное обеспечение получения инвалидами как общего, так и профессионального образования. Результаты проекта  будут способствовать плавной, безболезненной интеграции инвалидов по зрению в социум, обеспечат конкурентоспособность инвалидов по зрению на рынке труда и  при поступлении  в высшие и средние специальные учебные заведения.

        Управленческий ресурс - наличие рабочей команды, способной реализовать  проект.

Нравственно-волевой ресурс - инновационная готовность педагогического состава, благоприятный социально-психологический климат, нравственно-волевой заряд проектантов.

        Информационный ресурс–отлажена система поиска и изучения актуальной  информации.

Источник: http://internat.edusite.ru/p77aa1.html


Головная боль связаная с сосудистыми нарушениями